К дню грамотности
Умение писать и читать в наше время никого не удивляет. И это понятно – даже дошколята с легкостью прочитывают простые слова и умеют писать как минимум свое имя. И трудно поверить, что еще 100 лет назад грамотность была уделом очень немногих. На хорошее и полное образование могли рассчитывать лишь дети из обеспеченных семей, бедняки же иногда до конца дней оставались безграмотными. Наверное, поэтому образованность и даже элементарная грамотность вызывала у поколения наших прабабушек и прадедушек такое уважение.
К грамотному человеку всегда относились с почтением, а потому многие матери стремились отправить самых способных ребятишек в школу – чтобы те получили хоть какую-то возможность выбиться в люди. Грамота была нелегким делом, но многие осваивали ее старательно и с охотой. «Грамоте учиться – всегда пригодиться», – говорили в старину.
Октябрьская революция сделала первичное образование не только доступным, но и обязательным. Посредством развернувшихся в стране ликбезов было сделано практически невозможное – очень скоро грамотность в советском государстве стала практически стопроцентной. Даже преуспевающие страны не могли похвастаться такими успехами.
Но важность всеобщей грамотности признавалась всеми, и потому 8 сентября в 1967 году по решению ЮНЕСКО был учрежден Международный день распространения грамотности.
Казалось бы, безграмотность постепенно искореняется, и наша страна – бесспорный лидер в образовании. Однако после перестройки все изменилось. «Реформы» коснулись как высшего, так и начального образования – элементарная грамотность населения начала падать. И если еще лет 30 назад студентам-филологам советовали слушать радио, чтобы научиться у дикторов правильной речи, то теперь подобный совет может быть воспринят как сарказм. Ибо теперь везде – начиная с телевидения и заканчивая объявлениями в подъезде – царит полнейшая неграмотность. Ошибки в речи стали чуть ли не визитной карточкой некоторых политиков. Еще задолго до Кличко с его тирадой о «не только лишь всех, кто может смотреть в завтрашний день» был Черномырдин и прочие личности, сделавшие почти нечленораздельную речь частью своего образа.
Вскоре после перестройки прошла целая волна книг, напечатанных с чудовищными ошибками. До сих пор в некоторых изданиях встречаются отдельные «каровы», и, что самое печальное, проникают они и в детские книги.
Очевидно, что грамотности такое чтение не прибавит. Впрочем, многие современные дети и без того относятся к чтению прохладно, отдавая явное предпочтение отнюдь не интеллектуальным играм. Учение и грамотность перестали считаться чем-то необходимым, с малых лет детям внушается, что все в этом мире решают деньги. Увы, это утверждение возымело действие – полная грамотность становится не только не обязательным, но и даже подозрительным качеством. Так, некоторые россияне уверены, что идеально говорят на русском языке те, которые идеально изучили его в качестве иностранного.
Стоит ли потом удивляться, что в подъезде красуется объявление «Окрошено», а в магазине можно увидеть предмет под названием «Пинал школьный»? Одной из самых уникальных моих «находок» стала «Дверь старца здания» на одном из магазинов. И все это было бы довольно смешно, если бы не происходило в нашей стране и с нашими людьми.
Сейчас, в первые дни учебного года и в канун Международного дня грамотности, очень хочется верить, что все это – лишь временное явление. Красота русского языка, признаваемая даже иностранцами, стоит того, чтобы пользоваться им правильно. По крайней мере, не допускать в свою письменную речь «каров» и «пиналов».