Образование – для всех!
Фрагменты выступлений депутатов фракции КПРФ при обсуждении проекта «Об образовании в Российской Федерации»
Жорес Алферов,
лауреат Нобелевской премии,
академик РАН
«Я вспоминаю, что после того, как был запущен первый спутник, президент Кеннеди сказал, что Советский Союз выиграл соревнование в космосе за школьной партой.
В 61-м году великий президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш подписал соглашение о научном сотрудничестве с академией наук США, и по этому соглашению я в 70-м году провёл полгода в Иллинойском университете. Встречаясь со студентами, работая с ними, я увидел, что на самом деле Кеннеди сказал абсолютно правильно: школьное образование в Соединённых Штатах Америки было намного ниже нашего...
В истории ХХ века было два замечательных инновационных проекта, которые изменили науку, технологии, дали очень многое. Это проекты по созданию атомного оружия: манхэттенский проект в США и советский атомный проект. Все проекты, и инновационные в том числе, выполняются людьми, и кадры определяют всё. Кадровую проблему для Соединённых Штатов Америки решил Адольф Гитлер, потому что все задачи решались специалистами, которые эмигрировали из Европы после прихода Гитлера к власти. Кадровую проблему для советского атомного проекта решил Абрам Фёдорович Иоффе, создавший советскую физическую школу.
Наши последующие успехи в значительной степени определялись успехами в нашей системе образования. Наука интернациональна, образование в каком-то отношении интернационально, и нужно обязательно пользоваться международными, мировыми достижениями, но при этом нужно опираться на свою, отечественную школу, которая была у нас очень и очень неплохая.
Россия – богатая страна, Россия может очень многое купить, но добиться настоящих успехов она может, только развивая свою экономику по-настоящему и свою систему образования.
Сегодня важнейшей проблемой нашей страны является возрождение экономики, основанной на высоких технологиях и научных разработках. Сегодня основная проблема и науки в нашей стране, и в значительной степени образования заключается в том, что они не востребованы экономикой и обществом».
Олег Смолин,
Президент общества «Знание» России,
Член-корреспондент РАО
«…Не всё решается деньгами, очень многое связано с философией образования. Как иногда говорят, разруха начинается в голове. Мы считаем, что образование – не часть сферы обслуживания, но сфера производства, причём самая главная – сфера производства самого человека. Мы считаем, что работа в образовании – это не оказание услуг, но служение, если угодно – миссия. Мы считаем, что вложение в образование – это не бремя государства, но самая выгодная из всех возможных инвестиций в долгосрочной перспективе. Мы считаем, что главное в образовании – это не рыночный сектор, как говорят совершенно справедливо и Макс Вебер, и Йозеф Шумпетер, это компенсирующая сфера, сглаживающая пороки рыночной экономики. Мы считаем, что по содержанию образование должно обеспечивать не функциональную грамотность, но фундаментальную подготовку.
Ну и наконец, педагогике услуг и потребления мы противопоставляем педагогику сотворчества. Нас тревожит ситуация, когда школы и вузы всё больше превращаются в места, где дети и студенты, а также учителя и профессора мешают администрации работать с документами, поэтому мы выступаем против построения элитарной системы образования, мы выступаем за систему эгалитарного образования, обеспечивающего равные возможности образования для всех».