От чиновника привет: звезды светят – ночи нет
1 августа с представителями Шереметьевского профсоюза летного состава и профсоюза бортпроводников встретились Первый заместитель Председателя Госдумы, Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая и депутат Госдумы Владимир Родин.
Куда, спрашивается, должно вести любое правительство свой народ? Естественно, только в светлое будущее. Нынешние же наши руководители оказались плохими поводырями.
Серьезные системные проблемы испытывают многие отрасли экономики. Не исключение и российская гражданская авиация. Перед ней остро стоят вопросы нехватки средств, отсутствия весомых инвестиций, кадрового голода, увеличения аварийности, низких стандартов работы авиакомпаний и многие другие. А широко разрекламированная разработка лайнера «Суперджет» обернулась колоссальными убытками.
Очередной скандал разразился вокруг судебной тяжбы пилотов за выплату им предусмотренных законом надбавок за вредность и ночные полеты. Ситуация сложилась прямо-таки курьезная.
«От чиновника привет: звезды светят – ночи нет», – так можно интерпретировать позицию администрация Аэрофлота в Нагатинском суде. По ее разумению, если воздушное судно вылетало в 21 час 55 минут, и приземлялось в 6 часов 30 минут утра, это время необходимо относить к дневному, поскольку исчисление ночного времени в Аэрофлоте начинается с 22 часов. А здесь рано вылетели, значит, день продолжается. «Сдвинутая» какаято логика!
Нагатинский суд, видимо, смог правильно понять неформальную логику сидящего в кабинетах руководства или же ему просто понравилась новая картина мироздания, нарисованная Аэрофлотом. Во всяком случае, он принял сторону авиакомпании.
Мосгорсуд, правда, тут же восстановил в своих правах ночь (ночь – это не летнее время, ею не так легко манипулировать, как хотелось бы чиновникам) и обязал компанию «Аэрофлот» полностью рассчитаться с пилотами.
Но после того, как Шереметьевский профсоюз летного состава отсудил их для 46 пилотов высшей квалификации, руководитель профсоюза Игорь Дельдюжев был уволен. Добиться его восстановления удалось только благодаря вмешательству фракции КПРФ в Госдуме. Следующим шагом профсоюза стала победа в суде по иску о выплате положенных надбавок всем 1450 пилотам, общая сумма иска к «Аэрофлоту» составила более 1 миллиарда рублей.
Открывая встречу, Иван Мельников констатировал, что Шереметьевский профсоюз – один из немногих профсоюзов, действительно отстаивающий права работников. «Нередко профсоюзы находятся в спайке с работодателем, их борьба носит имитационный характер, – отметил Мельников. – А вы сами прекрасно знаете, как ведут себя многие работодатели, поэтому значение профсоюзов сложно переоценить».
«Скажу откровенно, что предвижу очень большие трудности на пути реализации решения суда по выплате надбавок. Мы будем и в дальнейшем вам помогать!» – заверил собравшихся Иван Мельников.
Ни одна системная проблема, в том числе и проблема российской авиации, не может быть решена в рамках существующих производственных отношений. У Ивана Мельникова свое видение процессов, идущих последние двадцать лет в стране: нынешняя власть не народная, она действует в интересах крупного капитала. Притом часто даже не российского, а иностранного.
Созвучные мысли содержались и в выступлении Светланы Савицкой, легенды отечественной космонавтики. Высочайший профессионал, она убеждена, что советское самолетостроение по всем показателям надежности было намного выше западного, которое преимущественно ориентировалось на комфортность перелета. А сегодня в кресло второго пилота часто сажают летчика с «липовой» пилотской книжкой. Вопрос безопасности полетов – ключевой вопрос, в связке с которым должны решаться и все остальные вопросы, в том числе и вопрос привлечения иностранных пилотов, считает Савицкая.
Нехватка пилотов, особенно высококвалифицированных, закономерна. В последние годы отечественные самолеты начали активно вытесняться иностранными, наши «эффективные менеджеры» брали в лизинг даже тридцатилетнее старье: Западу не нужен был мощный конкурент, а наших чиновников преимущественно интересовал только «откат».
Пересаживаемых на западную технику командиров воздушных судов необходимо было доучивать. И пилотов на учебу у нас стали отбирать почти как красавиц – тех с длинными ногами, а этих с хорошим знанием иностранного языка. Профессиональные качества летчиков не учитывались. Прошло несколько лет, и выяснилось, что бойко изъясняющиеся на иностранном языке мальчики на командиров воздушных судов не тянут.
И выход – стандартный, апробированный в течение двух десятков лет, был найден. Решено было не только на землю, но и в воздух призвать гастарбайтеров – пилотов из ближнего и дальнего зарубежья. Нашим же не прошедшим переобучение соотечественникам останется разве что открывать ворота на въезде во Внуково и Шереметьево. «Против такого оскопляющего Отечество подхода мы будем биться в Госдуме», – заявили Иван Мельников и Светлана Савицкая.
На встрече с кандидатом в Мэры Иваном Мельниковым поднимались и другие вопросы: об увеличении интенсивности эксплуатации летного состава, о сокращении состава экипажа, о сокращении отпусков, об отсутствии какой-либо ответственности со стороны государства за подготовку летных кадров, о ценовой политике в области авиа перелетов. Много вопросов было связано с трудовым законодательством. Так, участники встречи считают необходимым изменить формулировку пункта, где сказано, что вопросы должны решаться «с учетом мнения профсоюза» на ту, что была раньше: «с согласия профсоюза». Иван Иванович это предложение поддержал.
«Развитие авиапрома могло бы дать толчок развитию отечественной промышленности в целом, – уверен Мельников. – Но, к сожалению, это не является приоритетом для действующей власти.
По итогам обсуждения было решено заключить договор взаимного сотрудничества между фракцией КПРФ и Шереметьевским профсоюзом и осенью провести в Госдуме «круглый стол» по вопросам развития гражданской авиации.