«Катюша» – орудие Победы
В ноябре 1942 года героическая Красная Армия начала контрнаступление под Сталинградом – городом, ставшим символом героизма и стойкости советского народа. И решающую роль в этом сражении сыграла артиллерия – пушки, минометы и знаменитые ракетные установки БМ-13, ласково названные в войсках «Катюшами». В честь этого события был учрежден праздник артиллеристов и ракетчиков, который ежегодно отмечается 19 ноября.
Как создавалась «Катюша»? Летом 1938 года группа инженеров РНИИ под руководством И. Гвая начала проектировать многозарядную реактивную установку для наземных войск и кораблей флота. В 1939 году полигонные испытания ракетных установок посетил нарком обороны К. Ворошилов. Ракетный залп произвел на него большое впечатление, и, несмотря на ряд серьезных замечаний, нарком в целом дал положительную оценку новому оружию. Эта поддержка была очень важна для конструкторов. Одну за другой они создают все более совершенные установки, и к июню 1941 года была изготовлена первая опытная партия БМ-13 для всесторонних полигонных испытаний. Но испытывать новое оружие пришлось уже в суровой боевой обстановке лета 1941 года.
24 июня – через два дня после начала войны – РНИИ получил приказ передать все находящиеся в его распоряжении ракетные установки экспериментальной воинской части. И в ночь на 30 июня семь тщательно зачехленных установок и грузовики с 3 тысячами 132-мм реактивных снарядов отбыли на фронт. В момент отъезда ни один человек в подразделении, включая и его командира капитана И. Флерова, не имел ни малейшего представления об устройстве и боевом использовании вверенного им оружия. Лишь постепенно во время дневок в придорожных лесах – колонне было приказано двигаться по шоссе только ночью – два конструктора из РНИИ, А. Попов и Д. Шитов, обучали личный состав управлять новым оружием.
Они рассказывали солдатам о том, что БМ-13 – боевая машина со снарядами калибром 13 см – может в течение 15–20 секунд выпустить 16 снарядов при дальности стрельбы 8–8,5 км, что скорость БМ-13 по хорошей дороге достигала 50–60 км/ч. Солдаты узнали о том, для перехода установки из походного в боевое положение требовалось всего 1–2 минуты, что на перезарядку после залпа уходит 3–5 минут, поэтому за час одна боевая машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 снарядов.
14 июля 1941 года был нанесен удар по железнодорожному узлу Орши, и в этот день расчеты боевых машин впервые увидели вверенное им оружие в деле. В 15 часов 15 минут 112 реактивных снарядов в течение нескольких секунд в клубах дыма и пламени сошли с направляющих и с ревом устремились к Орше. На забитых вражескими эшелонами железнодорожных путях забушевал огненный смерч. И тут же фашистская артиллерия, а потом и авиация направили огонь на район позиции батареи, над которой еще не рассеялся дым от залпа. Но позиция была уже пуста. Используя высокую подвижность и маневренность боевых машин, ракетчики были уже далеко от разрывов фашистских снарядов и бомб.
На следующий день флеровская батарея произвела налет на вражескую переправу через реку Оршица, после чего совершила стремительный бросок к Рудне, где после прорыва вражеской танковой дивизии на Ярцево сложилась угрожающая обстановка. Зная, что под Рудней обороняются обескровленные части Красной Армии, фашистское командование решило сломить их сопротивление небольшим авангардом, а главные силы построило в походные колонны, нацелившиеся на автомагистраль между Смоленском и Ярцевом. По этим-то колоннам и произвела три залпа батарея Флерова, выпустив 336 тяжелых снарядов. После этого удара фашисты два дня вывозили убитых и раненых, а восхищенный генерал Еременко дал блестящий отзыв о боевой эффективности нового оружия и предложил быстрее наладить его массовое производство. Так началось победное шествие «Катюши» по фронтам Великой Отечественной войны.