Промышленность должна отвечать запросу народного хозяйства
Публикуем фрагмент выступления на пленуме ЦК КПРФ кандидата в депутаты Мосгордумы Евгения Балашова
Промышленность принято характеризовать выпускаемой продукцией, числом занятых в ней людей, объемом производства, выручкой и еще десятком других экономических показателей. Совершенно очевидно, что столичная индустрия по всем перечисленным показателям претерпевает регресс. Кризис московской промышленности связан, прежде всего, с алчным интересом со стороны строительного комплекса к дорогим производственным территориям.
Город с каждым днем лишается рабочих мест для специалистов, работающих и зарабатывающих в промышленном производстве и в научных организациях.
Болевой точкой, конечно же, является легендарный завод имени Лихачева ЗИЛ, до начала перестройки в течение десяти лет уверенно удерживавший первое место в мире по производству грузовых автомобилей. Ежедневно на предприятии выпускалось до 700 автомобилей и работали в три смены до ста тысяч высококвалифицированных рабочих-москвичей!
Приход новой неквалифицированной экономики в Москву приговорил легендарный автозавод ЗИЛ к уничтожению. Его территория в пяти километрах от Кремля сначала рассматривалась как частично застраиваемая 1,5 миллионами квадратных метров элитного жилья, затем, буквально вчера, было принято решение о застройке оставшихся 60 га тем же элитным жильем – еще 1 млн квадратных метров. Где предполагается размещение рабочих мест для новых жителей столицы– ответа городские горе-экономисты не дают. По самым скромным расчетам, на промплощадях ЗИЛа может быть организовано не менее 50 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест.
Два Шарикоподшипниковых завода основа нашей обороноспособности. На территории первого уже десятилетие как расположилась оптовая барахолка – рынок «Дубровка». Производство из второго подшипникового завода перенесено в исправительно-трудовую колонию в Тверскую область. Характерно, что на московских площадях легендарного завода размещены немецкие и голландские сервисные центры.
Общее производство подшипников в России по сравнению с восьмидесятыми годами уменьшилось в десять раз, более 70% изготавливается из китайских комплектующих, до начала девяностых, наоборот, Советский Союз экспортировал 70%! Общий дефицит подшипников для вертолетов составляет сегодня 35-40 % позиций, для самолетов «Сухой» и «МиГ» – до 50%. Исходя из того, что вся отечественная подшипниковая промышленность на 90% монополизирована оффшорной компанией ОАО «Европейская подшипниковая Корпорация», этот вопрос носит характер угрозы национальной безопасности.
К вопросам полного уничтожения относится и ликвидация часового производства на двух часовых заводах.
Ликвидированы Тушинский машиностроительный завод, станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе и «Красный пролетарий». Ликвидирован завод «Серп и Молот». Рассматривается вопрос о выводе из Москвы двигателестроительных заводов Чернышова и «Салют».
В легкой промышленности трехгорная мануфактура превращена в бизнес-центр. Без какого-либо общественного обсуждения в план застройки объектами торговли, офисами и элитным жильем внесено более 80% промышленных территорий города. Вопрос фактически стоит о сотнях тысяч рабочих мест инженеров, промышленных рабочих. Мы рассчитали, что в современном производстве квалифицированный рабочий может получать заработную плату в диапазоне 50-150 тысяч рублей. Вынужденный работать не по специальности, сегодня рабочий получает в разы меньше.
Московские чиновники, уничтожая сегодня столичную промышленность, фактически вынуждают молодых инженеров и ученых работать в сфере услуг, сервиса или уезжать из России. Какое-либо отражение в бюджете поддержки организаций науки, инноваций и промышленных предприятий отсутствует. Шельмование рабочего класса, искажение важности и престижа рабочих специальностей, развал профессионального образования – это характеристика современной социальной политики. Ежегодно выпускаемых из вузов 50 тысяч инженеров вынуждают работать в торговле, сфере услуг, но только не по специальности. Например, за четыре года новой бульварной экономики города количество занятых в обрабатывающей промышленности уменьшилось на 100 тысяч человек. В то время как в финансовом секторе и сфере торговле произошло увеличение примерно на такое же количество людей.
Можно ли прекратить эту зловещую, губительную тенденцию? Можно и нужно. Новым инструментом в этой борьбе стало принятие ФЗ о промполитике, разработанного фракцией коммунистов в Госдуме. ФЗ дает для России шанс создания нового, модернизированного, обновленного облика высокопроизводительной и конкурентоспособной промышленности. Предусмотренные этим Законом индустриальные парки и промышленные кластеры – это очень важные элементы фундамента промышленного развития.
Промышленность должна отвечать на весь запрос народного хозяйства в новых товарах, в первую очередь, покупаемых из бюджета.
Например, Москва закупает ежегодно за бюджетные средства товаров на общую сумму не менее 1 трлн рублей. Но закупается в основном старая импортная продукция, ставящая в сервисную и технологическую зависимость нашу экономику. А ведь совсем недавно всю товарную закупаемую номенклатуру столичная промышленность производила сама или закупала в регионах России.
К такому импортозависимому методу хозяйствования привела команда горе-экономистов, обученных на западе и обслуживающих компрадорские олигархические группировки.
Безусловно, положительным обстоятельством в части работы по возрождению столичной промышленности является победа на выборах и приход в столичную Думу пяти депутатов от КПРФ и избрание председателем ключевой для экономики города комиссии по науке и промышленности члена фракции КПРФ Леонида Зюганова.
Очень большую работу предстоит сделать по обновлению облика и возрождению столичной науки и промышленности. Не простая задача – создание необходимых законодательных условий для возвращения в промышленный сектор городской экономики десятков тысяч рабочих и специалистов, вынужденных заниматься неквалифицированным малооплачиваемым трудом. Но эта задача посильная, и столичные коммунисты уже приступили к наработке плана в этом направлении.
Считаю, главными направлениями этой работы должны быть разработка законодательства, определяющего поддержку предприятий промышленности, и запрет застройки промышленных территорий. Это первое.
Второе – подготовка нового законодательства о гарантиях трудоустройства молодых специалистов в промышленности. Сегодня тот закон, который определяет квоту для молодых специалистов, гарантирует для молодежи лишь 2% из общего числа трудящихся на предприятиях. Коренным образом необходимо это изменить. До десяти и выше должен быть процент работающих молодых рабочих и специалистов.
Третье. Законодательное определение на сегодняшнем этапе 15 стратегических для экономики города промышленных предприятий, где можно ожидать технологического прорыва от внедрения новых технологий. В таких важных областях, как транспорт, биотехнологии, новая энергетика, электроника, тонкая химия, информатика, переработка и утилизация отходов, новые материалы, медицинская техника и ряде других, мы уже имеем коллективы и организации, способные быть основой для технологических прорывов.
И, наконец, главное – разработка стратегического плана и программы развития научно-промышленного комплекса. В регионе, где сконцентрированы практически все головные организации российской науки и промышленности, включая оборонную отрасль, важно определить программу развития и план действий по управлению указанных секторов экономики.
Развитие московской промышленности и науки – залог устойчивого развития экономики России.