«ПРОГРАММА 77» – Возродим промышленность Москвы!
Главной задачей преодоления системного кризиса в экономике столичные коммунисты считают восстановление и устойчивое развитие промышленности. Для ее решения была разработана «ПРОГРАММА 77» – комплекс антикризисных мероприятий, направленных на интенсивное, устойчивое развитие экономики за счет возвращения, сохранения и развития базовых для столицы производств.
Данная программа в числе прочего предполагает создание до 2,5 миллионов индустриальных высокопроизводительных рабочих мест с заработной платой в диапазоне от 50 000 до 150 000 рублей, для того чтобы вернуть москвичей из непрофильных работ в модернизированное производство и современную конкурентную индустрию. Ведь московские чиновники, уничтожая сегодня столичную промышленность, фактически вынуждают молодых инженеров и ученых работать в сфере услуг, сервиса или уезжать из России.
«ПРОГРАММА 77» – это объявление моратория на перепрофилирование промышленности, запрет на застройку производственных территорий объектами торговли, офисами и элитным жильем!
«ПРОГРАММА 77» – это поддержка науки, изобретателей и рационализаторов, разработчиков новой высокотехнологической продукции. Это поддержка прорывных технологий, импортозамещение не на словах, а на деле!
Московскую промышленность принято характеризовать выпускаемой продукцией, числом занятых в ней людей, объемом производства, выручкой и еще десятком других экономических характеристик.
Совершенно очевидно, что столичная индустрия по всем без исключения перечисленным характеристикам претерпевает регресс. Кризис столичной промышленности связан, прежде всего, с алчным интересом со стороны строительных компаний к производственным территориям. Город с каждым днем лишается рабочих мест для специалистов, работающих и зарабатывающих в промышленном производстве и в научных организациях.
Городская власть не бьет тревогу по поводу того, что инженеры и работники столичной промышленности, десятки лет прославляющие нашу страну своей продукцией, покидают цеха предприятий, конструкторские бюро, лаборатории и переходят на низкооплачиваемую работу в сферу услуг, охранные предприятия и торговлю. Когда и кто положит этому кризису конец и изменит курс расхитителей?!
Учитывая сегодняшние ограничения закупок промышленной продукции за границей (в соответствии с поручением Президента РФ, данным Правительству России на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в текущем году, до 2017 года уровень закупок отечественных товаров должен достигнуть 80%!), актуальность пересмотра отношения к восстановлению московской индустриальной политики сегодня очевидна. Более того, это одна из первоочередных задач.
Напомню, что город закупает для своих нужд за бюджетные деньги товары на сумму около одного триллиона рублей. Практически вся закупаемая продукция не московского производства, и почти все – зарубежное. Такова концепция экономистов-рыночников, пришедших к власти в Москве. Определяя стратегию экономического развития города, небезызвестный руководитель экономического блока Правительства Москвы гордо заявлял: «Зачем разрабатывать свое? Все, что городу необходимо, купим на рынке!»
В целом, ссылаясь на статью А. Ивантера в журнале «Эксперт» (июль 2013 г.), кратко охарактеризуем глубину кризиса отечественной промышленности.
«Возьмем производство электромоторов, генераторов, трансформаторов. Отставание от США – в 2,6 раза, от Германии – в 5,2, от Финляндии – в 14,6. Может быть, хотя бы в легкой промышленности разрыв будет не столь внушительный? Ведь нам рассказывали, что всю ее вывели в Китай. Забудьте, это сказки для лохов, готовых сдать с потрохами свою индустрию. Итак, по одежде бесстрастная статистика фиксирует следующие разрывы: с Америкой – 5,9 раза, с Германией – 4,4, с Южной Кореей – 16,4 и даже с Бразилией разрыв двукратный.
Краски, лаки, бумага, полиграфия… Зачем нам с этим возиться? Купим-закажем в той же Финляндии, где душевая выработка бумажных изделий превышает российскую в 52 раза.
А сколько историй успеха опубликовал за последние годы журнал «Эксперт» про российских мебельщиков? Похоже, только на фоне, мягко говоря, скромной обстановки более чем скромных жилищ большинства россиян и после полного развала отрасли в 1990-е можно говорить об успехах. В международном же контексте мы производим мебели на душу населения позорно мало: в 8 раз меньше, чем Япония, в 10 раз меньше, чем Южная Корея, в 16 раз меньше, чем Финляндия, в 26 раз меньше, чем США.
Мы собираемся развивать медицину и заботиться о здоровье нации? При этом мы производим медицинской аппаратуры на душу населения в 29 раз меньше, чем США, в 17 раз меньше, чем Германия, а лекарств, соответственно, в 66 и в 31 раз меньше».
Вместо развития научно-промышленного комплекса — сплошная аренда
Чиновники, возглавляющие экономический блок в Правительстве Москвы, сделали выбор. Вместо развития столичной промышленности, развития производств и создания новых рабочих мест, выбор сделан в пользу индустрии сервиса, торговли и услуг. Промзоны застраиваются элитным жильем, офисами и торговыми центрами. Стоит прогуляться вдоль легендарного ЗИЛа и увидеть полуразрушенные фасады зданий, в окнах которых вывешены рекламные баннеры: «Аренда!», «Сдаем в аренду» и т.д., причем, порой эти призывы написаны с грамматическими ошибками. Грустное зрелище… Какими мотивами при этом руководствовались чиновники экономического блока в Правительстве Москвы, разговор отдельный…
Практически мы уже потеряли легендарный ЗИЛ. Среди следующих жертв – Тушинский машзавод, два шарикоподшипниковых завода. В ГПЗ-1 сегодня – рынок «Дубровка». В ГПЗ-2 – «Бизнес-центр». Символично, что сегодня в нем размещены офисы различных иностранных компаний, а сам легендарный завод переведен на территорию исправительно-трудовой колонии в Тверской области.
Разруха не в клозетах, а в головах!
Мы все ратуем за экологию и чистый воздух, и под этим предлогом в столице предлагается закрыть все производства или вывести их за городскую черту. Но это все лукавство. Люди, которые возглавляют экономический блок правительства, должны знать (это их профессиональная обязанность), что именно негативное воздействие автомобильного транспорта является одним из основных составляющих загрязнения воздуха в городах, тем более в таком крупном, как Москва.
Например, еще работает замечательный завод «Серп и молот», на котором производят уникальные стали и продукция которого идет на экспорт. Завод этот современный и экологически чистый. Но, увы, в нынешней «бульварной» экономической реальности его участь практически предрешена. На месте завода планируется возведение жилых домов, апартаментов, коммерческой недвижимости.
Еще один пример – московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева. Одна из ведущих компаний оборонно-промышленного комплекса. Двигателями завода в том числе укомплектованы легендарные МиГи и СУ. В скором времени производство также может быть значительно сокращено, а то и вовсе закрыто. Естественно, западные компании будут очень довольны тем, что московское правительство помогло убрать с рынка такого мощного конкурента.
Вот как тут не повторить слова классика: «Разруха не в клозетах, а в головах!» Ведь в головах столичных чиновников вызрел такой экономический курс, при котором ни промышленность, ни квалифицированные специалисты, ни производственные площадки оказываются не нужны.
Убежден, что нынешний курс экономического блока московского правительства нужно срочно менять.
Необходимо остановить разрушение и распродажу научно-промышленного комплекса. Для столицы он должен стать локомотивом, который потянет вперед всю экономику.
Москва не должна быть только городом услуг. Она обязана вернуть себе статус мировой промышленной столицы!
Евгений Балашов,
секретарь МГК КПРФ,
руководитель авторского коллектива «ПРОГРАММЫ 77»