Тихое присутствие
«Мое присутствие в мире беззвучно», - написала в своем дневнике Мэри Энн Эванс, английская поэтесса, более известная миру как Джордж Эллиот.
Отчего-то считается, что поэзия и простая жизнь несовместимы, что для стихов нужны бури, страсти, терзания и броские краски, а между тем талантливый человек не всегда ярок, и жизнь его - не всегда череда безумств и приключений. Подчас самая настоящая поэзия рождается среди привычного и ежедневного труда, постоялых дворов и провинциальной тишины.
Иван Саввич Никитин родился в семье свечного торговца в Воронеже 3 октября 1824 г. Семья была зажиточной, но жила неспокойно: отец будущего поэта, Савва Евтихиевич, имел буйный характер и много пил. Маленький же Иван рос тихим и внимательным, ему нравилось бродить по живописным окрестностям.
Довольно рано освоив грамоту, мальчик предпочитал чтение прочим занятиям. Заметив у сына склонность к книгам, отец решил отдать мальчика в духовное училище. После окончания училища Иван без труда поступил в семинарию, однако его пытливому уму было тесно в рамках принятой тогда образовательной системы. И все же он не отважился бы бросить учение, если бы не обрушившееся на семью горе - смерть матери. Добавляло хлопот и разорение отца - еще совсем молодому Никитину пришлось содержать семью, работая сначала в свечной лавке, затем содержателем постоялого двора. «Продавая извозчикам овес и сено, – вспоминал он позднее, – я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки… В грязной избе под крик и песни разгулявшихся мужиков... Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома… Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».
Как не удивительно, но ни подобная атмосфера, ни утомительная работа не отбили у Никитина жажды чтения и творчества. Напротив, он стал внимательно выглядываться в окружавших его людей и задумываться об их нелегкой доле. Он начинает писать о простых, рабочих людях - тех, которых ежедневно встречал на постоялом дворе. Так появляются его стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Уличная встреча», «Пахарь», «Нищий», «Пряха» и др.
В силу природной скромности и чрезмерной занятости Никитин долгое время не печатал своих стихов. Впервые он решился принести стихи в редакцию «Воронежских губернских ведомостей» лишь в 1853 году, и именно этот год стал поворотным в его жизни. Творчество его сразу привлекло к себе внимание, и очень скоро об Иване Никитине узнали по всей стране. Его стихотворения печатали такие журналы, как «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения», их учили наизусть, переписывали от руки и клали на музыку, самого Никитина стали называть «новым Кольцовым», и уже через три года после первой публикации в Петербурге вышел сборник его стихов.
Однако жизнь поэта по-прежнему была тяжелой. К материальным трудностям добавились болезни. Но все тяготы не могли сломить в нем того светлого видения мира, которое он сохранил с самого детства. Поэт переживает творческий подъем, именно в эти годы появляются такие стихотворения, как «Встреча зимы» и «Утро», которые до сих пор считаются образцами пейзажной лирики.
На собственные сбережения, а также воспользовавшись ссудой в 3000 рублей, в 1859 году Никитин открывает книжный магазин с читальней, который быстро становится излюбленным местом читающей публики и своеобразным литературным клубом. В начале 1860-го года дела наконец налаживаются, Никитин начинает первое свое прозаическое произведение – «Дневник семинариста», полон творческих планов, но серьезная болезнь становится непреодолимым препятствием к их исполнению.
16 октября 1861 г. Иван Никитин умер от чахотки. После его смерти Лев Толстой подметил, что Никитин переживет многих более известных на тот момент поэтов. Его слова оказались пророческими.
РУСЬ
(отрывок)
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!..
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей – стола,
Меча – недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому…
По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
1851