Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Первые монументы Красной Москвы

Первые монументы Красной Москвы

Первые монументы Красной МосквыПервые монументы Красной МосквыПервые монументы Красной МосквыМолодая страна Советов особо важное значение придавала сохранению и приумножению художественных ценностей. Наряду с бурным развитием музеев первые послереволюционные годы характеризуют шаги по охране памятников истории и культуры, а также реализацией плана монументальной пропаганды.

Уже 17 ноября 1917 года на заседании художественной секции культурно-просветительной комиссии Моссовета была создана Комиссия по охране памятников старины и искусства (КОП). Главными задачами Комиссии являлись учёт и охрана памятников искусства и архитектуры, прежде всего, собраний и зданий Кремля, серьезно поврежденных в ходе обстрела в октябре 1917 года. КОП работала в тесном сотрудничестве с Комиссией по реставрации памятников Московского Кремля и Отделом Наркомпроса по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. До марта 1918 года КОП действовала на общественных началах, а затем ее передали в ведение Наркомата государственных имуществ.

За четыре года работы КОП зарегистрировала в столице 400 частных собраний и выдала 429 охранных грамот. Было обследовано 6195 зданий, из них под охрану взято 1223.

В начале 1919 года художественные сокровища Москвы подсчитало Московское статистическое бюро. Получившийся список включал 2737 картин иностранных художников и 11 335 произведений русской живописи, 132 скульптуры зарубежных мастеров и 277 – русских. Все эти произведения взяли на учет и под охрану Моссовета. Список, названный современниками «актом принятия наследства новым владельцем», был признан неполным, и сотрудники Московского статбюро продолжили работу по выявлению и учету сокровищ Москвы.

В целях сохранения московских памятников деревянного зодчества в конце 1919 года была образована Комиссия по охране старой деревянной Москвы. Силами этой комиссии в Москве было обследовано и зарегистрировано 440 памятников церковного зодчества, осмотрено более 74 тысяч могил, из них взято на учет 136. Комиссия проводила и большую агитационно-пропагандистскую работу. В частности, в марте 1921 года была организована выставка «Уходящая деревянная Москва», а начиная с августа 1919 года, открыто 14 районных московских музеев и три подмосковных музея («Веденское», «Дубровицы», «Лотошино»).

Созданное в 1922 году Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ) к 1928 году обследовало все усадьбы Московской губернии. Большую ценность представляют подготовленные и изданные ОИРУ справочно-библиографические издания и книги серии «Подмосковные музеи».

В 1927 году под давлением общественности ВЦИК принял решение о создании Комитета по охране могил выдающихся деятелей истории и культуры. Комитет взял на учет могилы самых известных москвичей и составил описания художественных надгробий.

Большое развитие получила в эти годы и монументальная пропаганда. В.И. Ленин рассматривал монументальное искусство в качестве важнейшего агитационного инструмента. Он лично занимался вопросами финансирования проектов. Основу плана монументальной пропаганды составили два проекта: украшение зданий большими революционными надписями и установка памятников великим революционерам.

Начало осуществления плана монументальной пропаганды было положено декретом СНК «О памятниках республики». В нем говорилось: «В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет: 1.Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. 2. Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имушеств Республики …определить, какие памятники подлежат снятию. 3. … мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». 17 июля 1918 года последовало «Постановление о постановке в Москве памятников великим людям». А 30 июля Наркомпрос уже представил список «великих» на рассмотрение правительства.

Поставить памятники предполагалось не только революционерам и крупным общественным деятелям, но и выдающимся представителям русской и зарубежной культуры. Также планировалась установка монументальных аллегорических композиций.

Для осуществления этого плана были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов.

В условиях экономического кризиса для его полноценной реализации, естественно, не хватало средств. Приходилось идти на определенные ухищрения: использовать недолговечные материалы. Многие монументы выполнялись из бетона с добавлением мраморной крошки. Первые памятники создавались как временные. Лучшие из них впоследствии планировалось воссоздать в «вечных» материалах.

К первой годовщине революции 7 ноября 1918 года в Москве было приурочено открытие нескольких памятников. Среди них – мемориальная доска борцам Октябрьской революции на Красной площади (скульптор С.Т. Коненков), и обелиск Конституции на Советской площади перед зданием Моссовета (архитектор Д.П. Осипов и скульптор Н.А. Андреев). По мнению многих искусствоведов, монумент Советской Конституции являлся одним из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды. Однако, кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв немногим более 20 лет: в 1941 году при расчистке площади он был снесен. К этой же дате в столице появились памятники К. Марксу и Ф. Энгельсу на Театральной площади (скульптор С.А. Мезенцев), Ф.М. Достоевскому на Цветном бульваре (скульптор С.Д. Меркуров), Ж. Жоресу на Новинском бульваре (скульптор З. Строж) и С.Л. Перовской на Миусской площади (скульптор И. Рахманов).

К концу 1920 года в Москве было установлено 62 новых памятника. Из них 29 – политическим деятелям и публицистам, 16 – писателям и поэтам, 8 – художникам, 5 – композиторам и по 2 – ученым и артистам. Одновременно на домах размещались агитационные надписи и рельефы («Кто не работает, пусть не ест» – гласила надпись на стене Наркомата обороны, «Только диктатура пролетариата способна освободить трудящихся от ига капитала» – на фасаде гостиницы «Метрополь»).

Впервые за столь краткий срок в столице было воздвигнуто такое огромное количество памятников. Но не только число их изумляло. Большинство памятников было выполнено талантливыми скульпторами, многие из которых в будущем стали всемирно известными мастерами: Меркуров, Коненков, Мухина и др.

Памятники из более прочных материалов в Москве стали появляться лишь в 1922 году.

План монументальной пропаганды не имел временных рамок. Как отмечалось в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».

На фото: монумент Советской Конституции на Советской площади;

В.И. Ленин выступает на открытии памятника Марксу и Энгельсу;

скульптурная группа «Степан Разин с ватагой» на Красной площади.

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 2
Читать другие новости по теме: