Рыцарь советского искусства
23 ноября исполнилось 140 лет со Дня рождения Анатолия Луначарского, советского государственного деятеля, одного из создателей социалистической культуры, писателя, критика, искусствоведа, академика АН СССР (1930).
В 1902 году вступил в социал-демократическую организацию. После II съезда РСДРП примкнул к большевикам.
Анатолий Васильевич Луначарский родился в 1875 году семье в крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вёл пропаганду в рабочих кружках.
В 1895-1898 годах жил в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма и немецкой идеалистической философии.
С 1898 вёл революционную работу в Москве; был арестован, сослан в Калугу, затем переведён в Вологду, Тотьму. В ссылке вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал с периодическими изданиями. В 1904 году Луначарский по предложению В.И. Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Луначарского, выехал за границу, где вошёл в состав редакций большевистских газет «Вперёд» и «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. На III съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооружённом восстании, участвовал в работе IV съезда партии (1906). Являлся представителем большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала.
В 1904-1907 годах Луначарский играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьёзные разногласия. Политические и философские заблуждения Луначарского были подвергнуты острой критике в ленинской работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Луначарский оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства.
В годы Первой мировой войны проявил себя как интернационалист. В мае 1917 году вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на VI съезде РСДРП(б) принят в партию. В октябрьские дни 1917 года выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917-1929 годах - нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918-1920 гг. - уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 - председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. С 1927 - заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат VIII, X, XI, XIII, XV, XVI съездов партии.
Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Луначарский внёс огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования.
Анатолий Луначарский много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Луначарский тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы.
Луначарский был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внёс огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Луначарским впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Луначарского острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства.
Луначарский одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Луначарского с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, А.В. Луначарский «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Р. Роллан) за рубежом.
Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Луначарским на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений. Луначарский - автор работ по истории революционной и философской мысли («Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818-1918», 1918; «От Спинозы до Маркса», 1925; «Барух Спиноза и буржуазия», 1933; статья о Н.Г. Чернышевском, 1928). Перу Луначарского принадлежат пьесы «Королевский брадобрей» (1906), «Фауст и город» (1918), «Канцлер и слесарь» (1921) и другие. Мемуарные работы «Рассказы о Ленине» (1959) и другие содержат яркие личные воспоминания о Великой Октябрьской социалистической революции.
Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.