Будем объединяться!
Казалось бы, сотрудникам столичных учреждений культуры грех жаловаться. В отличие от своих региональных коллег у них меньше шансов остаться без работы. И заработки позволяют существовать более или менее безбедно. Так почему они бушуют? Зачем выходят на улицу? Ситуацию комментирует председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина.
– Лидия Сергеевна! В последнее время проблемы учреждений культуры Москвы буквально выплеснулись на улицу. За последние месяцы в центре города прошло несколько митингов и пикетов. Что послужило детонатором?
– Истоки сложившейся непростой ситуации надо искать в позиции, которую занял Департамент культуры. От политики невмешательства в конфликтные ситуации, возникавшие в учреждениях, он перешел к политике немотивированной поддержки вновь назначенных руководителей на фоне практически полного игнорирования интересов членов творческих коллективов.
Моя работа в Московской городской организации Российского профсоюза работников культуры началась в 2009 году с попытки разрешения конфликта между руководством и труппой театра на Таганке, в котором имело место грубое нарушение трудового законодательства. С завидной регулярностью мы направляли письма в Департамент культуры столицы, в прокуратуру, президенту. Безрезультатно. Нарушения трудового законодательства никто не хотел ни замечать, ни пресекать.
Схожая ситуация складывалась и в театре имени Станиславского, к руководству в котором пришли люди, на мой взгляд, не совсем профессиональные. Противостояние коллектива и руководителя продолжалось два года и увенчалось увольнением руководителей после того, как Счетная палата обнаружила в деятельности учреждения культуры многочисленные нарушения. Происходившее, вероятно, не было случаем из ряда вон выходящим, однако не все театральные коллективы на тот момент были готовы открыто выражать свою позицию и отстаивать ее.
Сегодня ситуация изменилась. Настал момент, когда актеры и работники культуры, ущемленные в своих правах, не желают молчать. А руководители, в свою очередь, всерьез опасаются их выступлений и ищут пути посадить работников на «короткий поводок». По их инициативе в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает прохождение конкурса для творческих работников в случае, если работник не согласен заключать срочный трудовой договор. Но заключение с артистом срочного трудового договора уже сегодня не позволяет ему даже иметь свое мнение.
В то же время критериев оценки творческих работников и порядка проведения конкурса не существует! Значит, процедура будет чисто формальной, а оценка может быть субъективной, что спровоцирует новый виток конфликтов.
– Активная позиция труппы театра Гоголя, не желающей смириться с вынесенным ему приговором, как-то сняла напряжение?
– Актеры театра Гоголя действительно сумели поднять проблему на общегородской уровень, тем самым несколько приостановив процесс дальнейшего уничтожения театров. Но это лишь временное затишье.
Причина происходящего в не слишком адекватных, с моей точки зрения, решениях чиновников. Новое руководство культурного ведомства столицы утратило связь с творческим сообществом, не понимает принципов его жизни. Стоит ли проводить реформации в таких хороших детских театрах, как «Волшебная Лампа»? Да и Театр Гоголя не такой плохой, как хотят его представить господа Капков и Серебренников. А многие зрители считали его одним из лучших семейных театров Москвы, куда можно было безбоязненно приводить детей.
– Но, закрывая театр Гоголя, чиновники ссылались на то, что в нем и зал полупустой, и премьер маловато. Да и финансовые нарушения якобы имели место.
– К сожалению, много абсурдного приходится слышать. Например, в «Российской газете» заместитель мэра Печатников сообщил, что за 25 лет в театре было всего три премьеры. Но это неправда! Там состоялось 76 премьерных спектаклей, и 38 из них поставлены уволенным худруком Яшиным. Работниками театра им. Н.В. Гоголя собрано 4000 подписей в поддержку театра. Все они были переданы мэру г. Москвы Собянину.
Забыла сказать о ценовой политике. Один не совсем успешный по меркам департамента культуры и театральных критиков театр провел эксперимент, объявил акцию бесплатного посещения театра в течение нескольких дней. Зал был полон, всех вместить не смог, очередь стояла на улице. Люди по-прежнему любят театр, но, к сожалению, у многих семейный бюджет не позволяет посещать его.
А «успешные» сегодня люди имеют другой взгляд на жизнь. У них другие идеалы. Именно поэтому репертуарный театр с классическими постановками, ставящий во главу угла общечеловеческие ценности, им не интересен. Как мне кажется, отсюда наши беды.
Серебренников говорит о невозможности продолжать работу в «такой помойке». Но в прежние времена денег на ремонт в Департаменте культуры театру просто не выделяли! Случалось, даже пожарные закрывали театр из-за нарушений технической безопасности. А теперь говорят: руководство ничего не делало. Удивительно, что при правилах игры, установленных руководством Москвы, театр сумел выжить, сохранить репертуар и труппу!
Если имелись нарекания к ведению финансовых дел – так почему не было проведено расследование? Почему директор безнаказанно ушел по собственному желанию, а якобы потраченные незаконно деньги даже не попытались вернуть?
Еще один аргумент – зал неполный. Так и Серебренников из 700 мест оставляет только 400 – понимая, что больше зрителей не соберет.
Чиновники хотят сделать театр лучше – пусть поставят перед коллективом конкретную задачу. Разве можно ради чьих-то амбиций идти на его уничтожение?! В городе много других площадок – опустевшие казино, кинотеатры. Зачем было разрушать театр, уничтожать его режиссера, отдавшему этому театру 25 лет? Не думаю, что на обломках театра Гоголя Серебренникову удастся создать что-то гениальное…
– Но дело, наверное, не в персоналиях. Не в том, так ли хорош Серебренников или так уж плох...
– Да, происходит определенная расчистка площадки. Подготовлена уже целая плеяда руководителей следующего поколения – менеджеров, режиссеров, продюсеров. Их надо куда-то пристраивать. К тому же, куда проще проводить свою политику, общаясь с теми, кто только делает первые шаги на профессиональном поприще, чем с Губенко, Золотухиным, Ширвиндтом или Захаровым!
Настораживает повсеместное назначение руководителями учреждений культуры, очень далеких от нее людей, которые наносят непоправимый урон не только самим учреждениям, но и отечественной культуре. Они разрушают все то, что было создано нашими предшественниками, саму нашу историю. И, наблюдая этот губительный процесс, все молчат. И Собянин молчит. И президент молчит. Вот что страшно!
– Каким образом столичные власти намерены поддерживать театры Москвы?
– С момента прихода команды Капкова одним из основных стал вопрос: какие театры необходимо финансировать? В ответе нам из мэрии от 27 декабря 2012 года говорится: «В целях сохранения лучших традиций репертуарного театра, русской классики и актерского мастерства Департамент культуры города Москвы официально объявил о поддержке Московского драматического театра имени А.С. Пушкина, Московского академического театра имени Вл. Маяковского, Московского театра «Современник», Московского театра «Мастерская П.Н. Фоменко».
Безусловно, эти театры достойны поддержки. Но кто решил, что их должно быть четыре, и перечень их должен быть именно таким? А что будет с остальными, которые поддержки не получат? Как можно оставлять их в подвешенном состоянии!
Мне непонятна политика Департамента культуры, который считает своей приоритетной задачей финансирование проектных и провокационных театров. Что такое проектные театры? Это театры, свободные от всякой ответственности: труппы нет, коммунальные услуги оплачивает департамент. Соберутся «креативщики», посидят, родят проект, который, возможно, даже из зрителей никто не увидит. А средства, наверное, будут выделяться в таком же размере, что и на репертуарный театр, если не больше. А значит, финансирование других учреждений культуры будет сокращаться. Сотрудники учреждений культуры должны знать, что нужны нашему народу, нашему государству. Они делают великое дело. Сейчас много говорят о патриотическом воспитании. А кто им будет заниматься? Господин Серебренников, творения которого насквозь пропитаны агрессией, провокацией?
Нам нужно учить людей любить, уважать друг друга. А в состоянии провокации мы и так уже находимся в течение 20 лет! Результаты на лицо.
– Смена руководителя зачастую – процесс неизбежный. В творческих коллективах он, наверное, всегда протекает особенно болезненно.
– Наверное. Но особую остроту он приобрел в последнее время. Раньше мы и не задумывались о существовании ст. 278 Трудового кодекса, в соответствие с которой уполномоченный орган может без объяснения причин уволить любого руководителя, даже находящегося на государственной должности. То есть все руководители учреждений культуры находятся под дамокловым мечом. Все ориентировано под работодателей: разгоняй неугодных сотрудников и набирай новых – под себя.
У меня вызывает непонимание позиция руководителей и режиссеров, которые считают необходимым при своем назначении увольнять кадровых работников учреждений, порой даже не знакомясь с труппой. На мой взгляд, это происходит из-за неуверенности в своих силах. Но если вновь назначенный руководитель не может справиться с коллективом, наверное, целесообразней ему еще поучиться. А не уничтожать сработавшиеся коллективы.
В театре Гоголя конфликт разжег Серебренников. Не посмотрев спектакли, не поговорив с коллективом, огульно заявил, что труппа – не артисты, и нормально играть не могут. И самое страшное – Департамент культуры его не остановил.
– Но осознают ли до конца серьезность угрозы сами работники культуры?
– Безусловно! Кто-то выходит с нами на площадь, кто-то пока поддерживает нас, сидя дома, боясь открыто выступить не то, что за защиту кого-то, но даже самих себя. Большие театры рассчитывают, что в связи с шумихой вокруг театра Гоголя их не тронут. А маленькие боятся, что если начнут подавать голос, то окажутся первыми в списке на уничтожение.
Но, думаю, они преодолеют свой страх и нерешительность. У них просто нет другого выхода. Если мы сейчас проиграем, то следующими будут они.
– Что же делать в создавшейся ситуации? Что вы намерены предпринять как профсоюзная организация?
– Нам нельзя отступать. Мы будем всеми возможными способами отстаивать интересы сотрудников учреждений культуры. Требовать, чтобы судьбу театров, клубов, музеев решали не чиновники, а сами москвичи. Понял же Собянин, что нельзя отменять общественные слушания! Если чиновники формально отвечают на наши обращения и письма, придется переходить к массовым активным действиям. Будем раз в месяц собираться. Если этого окажется мало окажется, то раз в неделю. Станем выходить на Тверскую или туда, куда нам разрешат.
Будем объединяться. Сегодня вместе с театральными деятелями за защиту культуры выступают сотрудники музеев, домов культуры, клубов, которые тоже испытывают трудности, общественное движение «Рассерженные горожане». Если Департамент культуры продолжит свою политику, нас станет еще больше. Будем обращаться в регионы, где складывается такая же ситуация.
К счастью, нас поддерживает Компартия. Без нее нам было бы очень трудно. Благодаря фракциям КПРФ в Госдуме и Мосгордуме были организованы «круглые столы», посвященные проблемам учреждений культуры, в ходе которых мы смогли высказать свое мнение. Неизменно они рядом с нами и на уличных протестных акциях.
Понимаете, обратного пути для нас нет. Если сейчас отступим, наши театры превратятся в прокатные площадки для всякого рода экспериментаторов, клубы, музеи и дворцы культуры – в «коммерчески успешные» около-культурные предприятия. Мы потеряем нашу культуру навсегда!