Культуру надо сохранять!
18 марта в газете «Правда Москвы» было опубликовано обращение к Мэру Москвы деятелей культуры. Ответ получен. Прокомментировать происходящее в отрасли мы попросили Председателя Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидию Фомину.
– Прежде всего, Лидия Сергеевна, скажите, как Вы оценили ответ, полученный из Мэрии, на крик души, звучащий в каждой строке вашего письма?
– К сожалению, он оказался очередной отпиской, не дающей конкретной информации ни по одному из поставленных в нашем обращении вопросов.
– Каково состояние культурной Москвы сегодня?
– Я уже сбилась со счета, сколько раз мы обращались и в Правительство Москвы, и к Мэру г. Москвы С.С. Собянину, и в Министерство культуры РФ с просьбой повлиять на разрушительную ситуацию, которая сложилась в отрасли культуры г. Москвы. Видимо, все наши обращения направляются в Департамент культуры г. Москвы. Мы регулярно получаем лишь отписки из разных инстанций, сочиненные, наверное, в департаменте культуры г. Москвы, так как написаны они как под копирку.
Получается, что мы жалуемся министру культуры Правительства г. Москвы С.А. Капкову на действия руководителя департамента культуры г. Москвы С.А. Капкова. Это какой-то заколдованный круг, из которого мы никак не можем выбраться.
Самое страшное в том, что в Правительстве Москвы нет специалистов, которые бы профессионально занимались культурой. Так, например, тот же господин Капков не имеет профильного образования, связанного с этой отраслью. Заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Михайлович Печатников по образованию врач.
Вызывает основные претензии кадровая политика департамента культуры. На руководящие должности назначаются пришлые люди, игнорируются те, кто вырос в коллективах, кто физически не смог бы разрушать основы культурного пласта, то, чем они болеют, живут, что является их профессией.
– Давайте остановимся подробнее на том, что уже потеряли в культурном плане москвичи.
– Был чудесный музей Маяковского, третий по посещаемости иностранцами в Москве – его уничтожили. Практически срезали всю уникальнейшую экспозицию. По мнению специалистов, с которыми я общалась, восстановить его в прежнем виде не удастся.
Беда в том, что учреждения культуры – школы искусств, клубы, музеи – остались единственным, что еще не приватизировано в нашей стране, а они в основном занимают лучшие помещения в Москве. И сейчас они еще – государственные. Значит – ничьи? Была информация, что помещение музея Маяковского должны были отдать Дарье Жуковой, жене Абрамовича, под музей современного искусства.
Правда, по последней информации, все же создана рабочая группа, идут разговоры о возвращении музея на прежнее место, о том, что привлекли наконец-то создателей экспозиции и что получено согласие на восстановление музея. Но когда все срезано, порушено, воссоздать будет очень трудно. Поэтому в том виде, в каком музей существовал, мы его никогда больше не увидим. Более того, предыдущего директора уволили. Но никто не рассматривает кандидатуры сотрудников музея на эту должность. Сейчас якобы хотят пригласить нового человека из Питера. Дай бог, чтобы он оказался грамотным и порядочным и хотя бы задумался над тем, как не причинить еще большего вреда.
Ни одного нового спектакля не поставлено в центре им.Казанцева и Рощина, «МДТ им.К.С. Станиславского». Новые спектакли в «Театре на Таганке» не выдерживают никакой критики, а «Любимовские» спектакли, которые зритель любит, выводятся из репертуара. Этот перечень можно продолжать.
– То есть о наметившейся тенденции к возрождению культуры пока говорить не приходится?
– К несчастью, в последние годы ситуация, на наш взгляд, только ухудшается. Я не могу назвать ни одного театра из числа «переформатированных» господином Капковым, где бы стало лучше в репертуарном плане. На сцене «Гоголь-центра» происходят очень сомнительные вещи, а министр культуры С.А. Капков считает переформатирование «Театра им. Н.В. Гоголя» в «Гоголь-центр» одним из лучших своих проектов.
Да, сейчас наконец-то высшей властью озвучиваются «Основные проекты государственной политики в культуре» и Президентом России В.В. Путиным, и администрацией президента, создаются рабочие группы для их разработки.
Верховная власть заговорила о том, что будут финансироваться только учреждения культуры, несущие что-то доброе и хорошее. Но как бы под давлением либералов все эти проекты не были свернуты. Да и по-прежнему действия Капкова противоречат всему тому, о чем говорит власть.
Так, у нас в Москве есть два театра, связанные с духовностью, с религией. Это «Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко» и театр «Глас». Помещение последнего выставлено на торги. Поэтому представители церкви обращаются во все инстанции с просьбой сохранить эти театры, потому что там идут высокодуховные спектакли. С ними Капков даже и встречаться не хочет. Получается, что театры, где идут постановки о нравственности, где несут доброе и хорошее, не нужны. И, наоборот, те площадки, где царит мракобесие, пропагандируются все человеческие пороки, приветствуются. Причем на спектакли приходят дети, они воспринимают подобные постановки как норму поведения.
– Ваша организация имеет какой-то голос?
– Профсоюз стоит на защите трудовых прав творческих работников. Но мы вынуждены защищать права работников на творчество. Сегодня в культуру приходят непрофессионалы, и они искореняют рабочие места специалистов, посвятивших жизнь этой профессии, отдавшим ей и здоровье, и время, и свой талант. Но без них, без передачи их опыта молодым артистам и режиссерам будущего у культуры не будет, будет потеряна преемственность поколений. Такие люди – на вес золота, их надо сохранять. Однако чиновники от власти не заинтересованы в этом. Сколько уже людей уволили из «Театра Гоголя», из «Музея Маяковского», «Балета «Москва», «Театра кукол на Бауманской». Это огромная потеря для нашей культуры.
Под угрозой исчезновения Московский театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко.
– А известна судьба актеров, персонала «Театра Гоголя»?
– Кто-то трудоустроился. Нам удалось незадолго до того, как в театр пришел Кирилл Серебрянников, заключить с предыдущим руководством коллективный договор, в соответствии с которым по инициативе работодателя, даже в связи с окончанием срока трудового договора артистов без согласия профкома уволить не могут. Поэтому какая-то часть труппы все-таки не осталась без рабочего места. Мы надеемся, что профессионалы вернутся в культурную жизнь Москвы, что все нынешние решения пересмотрят. Потому что спектакли, которые знают и любят москвичи многих поколений, по уровню намного выше тех, что сегодня ставятся в «Гоголь-центре».
– Как переломить эту ситуацию?
– Беда в чем? В том, что ни у профсоюзов, ни у общества нет никаких возможностей влиять на решения власти. Спасибо коммунистам, которые в этой ситуации нас поддержали. И Геннадий Андреевич Зюганов писал обращения Путину, и депутат Госдумы от КПРФ Дмитрий Новиков нам помогал, и руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков во все инстанции обращался. Мы совместно с коммунистами проводили «круглые столы» в Мосгордуме, Госдуме РФ, резолюции которых были направлены во все возможные инстанции и контролирующие органы. Руководитель аппарата фракции КПРФ в Мосгордуме Олег Маркин всегда отзывается на нашу боль и помогает, чем может. Видно, что коммунисты работают не только для галочки, но действительно обеспокоены и содействуют нам. Если бы не было фракций коммунистов в Мосгордуме и Госдуме, переформатирование учреждений культуры в Москве уже шло бы полным ходом, а результаты были бы еще плачевнее.
– Сейчас грядут выборы в Мосгордуму. Какие наказы дают работники культуры новому депутатскому составу?
– Самое главное, чтобы в Мосгордуму пришло как можно больше честных людей, по настоящему ратующих за страну, за искусство, за культуру, которым не безразлично наше настоящее и наше будущее, наши дети и наши внуки. Которые бы понимали, что, занимаясь только развлечением молодежи, мы можем получить страшную ситуацию, подобную украинской.
Чтобы этого не случилось, фракция коммунистов должна повысить свои результаты на выборах, а их депутатский корпус должен увеличиться. Хотя когда я слушаю выступления депутатов фракции КПРФ в Мосгордуме, я понимаю, что они и втроем умудряются сдвинуть многие наболевшие проблемы с мертвой точки, и спасибо им за это!
– Спасибо!