Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Нет – закрытию театра Гоголя! Нет – уничтожению русской культуры!

Нет – закрытию театра Гоголя! Нет – уничтожению русской культуры!

Нет – закрытию театра Гоголя! Нет – уничтожению русской культуры!Нет – закрытию театра Гоголя! Нет – уничтожению русской культуры!Нет – закрытию театра Гоголя! Нет – уничтожению русской культуры!Нет – закрытию театра Гоголя! Нет – уничтожению русской культуры!

Страсти вокруг театра Гоголя продолжаются не один день. К борьбе труппы за сохранение русского репертуарного театра подключается все больше сторонников. С первых дней рядом с ними были представители Компартии.

21 ноября прошла очередная встреча депутатов-коммунистов с избирателями – актерами Театра им. Н.В. Гоголя. Депутаты Госдумы – Александр Потапов, Владимир Родин, Дмитрий Новиков, Вячеслав Тетекин, Николай Рябов, выстроившись рядом с главным входом в театр, держали плакаты с надписями: «Интервью Серебренникова и Капкова – вранье», «Верните зрителю театр Гоголя!», «Долой захватчиков!» и другие.

А что же само здание театра? По словам нового директора Новобродского, в нем ведется «текущий косметический ремонт», по завершении которого уже в феврале 2013 года театр возобновит свою работу. Правда, ненадолго. Ибо осенью того же 2013 года там начнется ремонт капитальный. Не будем ломать голову над тем, что там необходимо подмазывать и подновлять – все равно вскоре все будет погребено под капитальным ремонтом. Не будем потому, что происходящее в здании театра «подновлением» назвать очень сложно. В стадии масштабного переоборудования находится значительная часть служебных помещений театра. Трудно узнать фойе. От зрительного зала тоже почти ничего не осталось. Недавно купленные кресла уже куда-то исчезли. Отсутствует напольное покрытие, ободрана штукатурка со стен. Повсюду стоит взвесь обдираемой штукатурки, которой все вынуждены вдыхать. По театру снуют смуглолицые рабочие.

С плачем в коридор выбегает какая-то женщина, умоляя хоть на час прекратить стук. По ее словам, согласно распоряжению руководства все его сотрудники, за исключением актерской труппы, обязаны ежедневно являться на работу и не покидать своих рабочих мест с 10 до 19 часов. Да-да, ничего не делая (иное просто невозможно) сидеть в этой пылище и шуме, прикрываемыми благовидным названием «капитальный ремонт». Чему же удивляться, если около 50 сотрудников – технический и административно-хозяйственный персонал – поспешили покинуть театр по собственному желанию! Здоровье дороже!

По мнению Малобродского, тот театр Гоголя, который существовал, не имеет права на жизнь. И перед новым руководством стоит задача сформировать нечто принципиально другое. Что именно? Прежде всего, окупаемое и доходное. Какими средствами этого предполагается достичь? Об этом можно только догадываться. В ряде интервью Серебрянников говорил о создании некого «Гоголь-центра». Малобродский мечтает о создании киноклуба, театрального кафе… Будут ли премьеры? А то! По словам Малобродского, на 2013 год запланировано ни много ни мало 12 (!) новых постановок. Что касается «сопротивления» актеров, то продиктовано оно, по мнению руководства театра, исключительно шкурным интересом: попасть в другую труппу у многих из них шанса нет.

И все же, думается, что талантливые люди (а их в труппе тетра большинство) без особого труда смогли бы найти возможность заработать и в другом месте. Возможно, кто-то другой, и не в этом театре поступил бы именно так. Но актеры театра им. Гоголя, люди честные и принципиальные, оказались неравнодушными не только к своей судьбе, но и к судьбе своего театра, своего репертуара, русской национальной культуры, стали на их защиту. Как бы пафосно это ни звучало.

Очень может быть, что прежние руководители театра, допуская определенные нарушения, дали повод для вмешательства в его жизнь. Вполне возможно, что в здании прописались субарендаторы, а физическое состояние здания театра было не слишком хорошим. Но почему вместо устранения недостатков, руководство столичного культурного ведомства встало на путь кардинальной переделки организма театра, по сути, его ликвидации?

Можно до бесконечности критиковать художественный вкус нового художественного руководителя театра Серебренникова и его директора Малобродского. Однако, думается, что главную скрипку в происходящем играют вовсе не они. Им отведена всего лишь роль инструмента для разрушения одного из последних оплотов нашей национальной культуры – русского репертуарного театра. Курс на слом этой системы дан не тем или иным режиссером или администратором. Он продиктован политикой городских властей, а еще правильнее, государственной политикой. Ведь происходящее с театром Гоголя – это далеко не единичный случай. В схожей ситуации оказались и многие другие учреждения культуры.

Не случайно в этот же день, 21 ноября, в Центральном доме работников искусств состоялась расширенная конференция Московской городской территориальной организации российского профсоюза работников культуры. Главными вопросами, вынесенными на обсуждение собравшихся – актеров, сотрудников театров, клубов, домов культуры, ученых, общественных деятелей, – были судьба театра им. Гоголя и планируемое Департаментом культуры г. Москвы переформатирование репертуарных театров столицы. Примечательно, что приглашение на данное, очень значимое для культурной жизни столицы мероприятие чиновники как федерального, так и городского масштаба дружно проигнорировали. Единственным представителем власти, правда, не исполнительной, а законодательной, оказался депутат Госдумы от фракции КПРФ Дмитрий Новиков.

«Иначе, как агрессивным разорением театра, это назвать нельзя. Нас буквально выдавливают из театра, – возмущался актер театра Гоголя Андрей Зайков. – Почему на наш репертуар, построенный на произведениях Шукшина, Островского, Моэма поставлено клеймо низкопробного?».

В схожей ситуации и другие учреждения культуры столицы. Например, в Центре драматургии и режессуры Казанцева и Рощина, по словам актеров, их принуждают к увольнению, выплачивая вместо окладов 1000 рублей за спектакль. А многочисленные секции и студии ДК Завода ЗИЛ буквально вытряхивают на улицу.

Народный артист России Владимир Коренев напомнил, что репертуарный театр – это высокое искусство, от которого в принципе нельзя ожидать сиюминутного возврата вложенных средств. Он служит другим целям. Известный артист убежден, что на разрушение русской культуры, искусства, религии и направлена сегодня политика действующей власти. И так называемое реформирование театра – одно из ее проявлений.

Подводя итоги конференции, заместитель председателя Совета Московской городской территориальной организации российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина отметила, что в создавшейся ситуации единственным выходом может быть только единение.

За то, что первоначальные планы по уничтожению 20 московских театров, озвученные культурным ведомством города, не получили сиюминутного воплощения, надо благодарить актеров театра Гоголя, вопреки ожиданиям чиновников, проявившим гражданское мужество. Они вовремя забили тревогу, вышли на улицу и вовлекли в движение сопротивления коллег из других учреждений культуры.

Собравшиеся приняли жесткую резолюцию, в частности предусматривающую проведение широкомасштабной протестной акции в защиту учреждений культуры Москвы в декабре.

Юлия Михайлова

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 2
Читать другие новости по теме: