Культура? Не слыхали…
Культура не вписывается в современную буржуазную действительность. Она просто ей не нужна. Общество, основанное на частной собственности, в качестве мерила жизненного успеха использует толщину кошелька. Нравственные и иные ценности, именуемые культурой, у недавно вылупившегося отечественного буржуя и его холуев-чиновников вызывают отторжение.
Буквально на все буржуа смотрит с потребительской колокольни – искусство, культура обязательно должны приносить доход. Подобный меркантильный подход обрекает на гибель не только систему образования, но и художественные детские студии, центры детского творчества, патриотические клубы, театры. В Москве, как и во многих других городах страны, культура попала под страшную дубину чиновника-неандертальца.
Обнаглевшие от своеволия чиновники без предупреждения стали выгонять на улицу худруков, чьи студии, театры кажутся им «недостаточно эффективными», хотя никто не знает, в чем и как измерять эффективность культуры и образования.
Вот один из примеров.
В спальном районе Бескудниково тринадцать лет существует Детский театр-студия «Катюша». Организовали его Ирина и Евгений Смирновы. У обоих классическое музыкальное и театральное образование. Он – выпускник консерватории, солист оркестра театра «Новой оперы», музыкант джаз-бэнда Олега Лундстрема; она – выпускница театрального института, актриса театра и кино, мастер сцены.
Семейный тандем получился на загляденье, а творческий – на славу. Каких только дипломов, призов и грамот театр «Катюша» не собрал за эти тринадцать лет! Но самой главной их наградой оказалось признание в собственном районе. Одно время муниципалитет их на руках носил, поскольку Детский театр был палочкой-выручалочкой на всяких официальных празднествах. Он во многом олицетворял собой всю культурно-массовую работу в районе. Да и не только в нем. Спектакли игрались в школах и детских садах, в социальных приютах, детских домах, интернатах, в подшефной Таманской дивизии, в Академии погранвойск РФ. Театр с удовольствием приглашали выступить на своей сцене такие знаковые культурные центры Москвы, как ЦДРИ, Центральный дом архитектора, учебный театр ГИТИС, Московский Дом литераторов, Малый зал консерватории.
В репертуаре театра-студии «Катюша» было четыре спектакля: «Кошкин дом» Самуила Маршака, «Разговор кукол на полке в кукольной клинике» и «Девочка и попугай» по пьесам Саши Черного и «Два клена» Евгения Шварца. А на занятия в него приезжали дети даже с Варшавки и из Кунцево.
Смирновы – бессребреники, нашедшие счастье в творчестве. Каждый вечер проводили они с детьми из района. Рядом с ними детишки заряжались неуемной энергией, росли чистыми душой, воспитывались патриотами и становились настоящими профессионалами. Одна из учениц театра-студии уже стала профессиональной актрисой и играет в Малом театре, другие учатся в театральных вузах.
Возможно, так бы и оставалась безоблачной жизнь четы Смирновых, если бы Ирина не стала депутатом муниципального собрания от КПРФ.
Уже 18 октября 2012 года депутат Смирнова при рассмотрении местного бюджета предложила направить 8 миллионов рублей на нужды инвалидов района. У муниципалитета была другие планы – отремонтировать на них детскую площадку. Проголосовали: семь «единороссов» – за площадку, представитель КПРФ Смирнова – одна против всех, за инвалидов.
Затем она задала несколько «неудобных» вопросов. Почему озеленение каждый раз проводится во дворах пятиэтажек, идущих под снос, а не в других дворах, действительно требующих благоустройства? Почему за все годы работы Детского театра ни одно из прошедших там мероприятий не было профинансировано муниципалитетом, хотя для этих целей районной властью создано муниципальное предприятие «Исток», пропустившее через себя десятки миллионов рублей?
А тут еще совершенно случайно выяснилось, что в квартире Смирновых кроме них самих прописаны еще шесть человек – все они, непонятно откуда взявшиеся, числятся в списках на выборах как жильцы этой квартиры. И прописывались они кем-то в квартире Смирновых не в один раз, а поочередно, с интервалами в несколько месяцев. Вот депутат Смирнова и подала запрос в Генеральную прокуратуру и в муниципалитет с просьбой проверить этот факт.
Чиновники праведно возмутились. Кто такая эта Смирнова, чтобы указывать, как распределять финансовые потоки? Дали ей помещение под театр, пусть молчит в тряпочку. Неблагодарная! Ату их, Смирновых! И на Детский театр обрушился шквал проверок.
«Наезд» начался по всем правилам чиновного «беспредела». Театр, вчера еще считавшийся «культурным лицом района», был признан неэффективным. Затем помещение театра оказалось выставлено на конкурс. В ходе его проведения были нарушены ключевые условия – пакет с конкурсной документацией и программой Детского театра был вскрыт в отсутствие самих участников конкурса, хотя они имели право присутствовать при этом и ждали в коридоре.
А предписание об освобождении помещений привезли аж три чиновника из муниципалитета. Должно быть, на этом примере чиновники стремились продемонстрировать другим организациям участь непокорных и несговорчивых.
Театр, который в течение тринадцати лет существования посетили десятки тысяч людей, оказался пасынком района. Вышвырнут на улицу и коллектив творческого центра «Мастер-класс 21-й век».
Чем не пришлись ко двору два лучших коллектива района? Возможно, тем, что не вписываются в рамки того, что власти района подразумевают под словом «культурный досуг населения». Примитивно-рыночная логика чиновника проста: «Чудные Смирновы, идеалисты. Зачем годами учить ребёнка актёрскому мастерству или вокалу?» Куда проще, купив несколько коробок с мелками и «согнав» детей из школ, устроить конкурс рисунка на асфальте, обозвав его при этом «Праздником любви к Родине». И ходить с важным видом вдоль измазанных детишек, строя из себя строгое, но справедливое жюри. Вот тебе и прекрасное массовое мероприятие. Затрат – 500 рублей, а списать под это дело можно о-го-го сколько.
В защиту театра сегодня подписались 150 муниципальных депутатов города. Поддержку ему намерена оказать и Компартия.