Хотели как лучше?
С тем, что решительная борьба с пробками в Москве необходима, согласны все. Но каким способом организовывать эту самую борьбу? И вот тут взгляды городских властей, значительной части москвичей и экспертов расходятся. Порой диаметрально. Сегодня камнем преткновения в этом противостоянии стал Ленинский проспект, проходящий по территории шести районов города.
Выяснить предпочтения горожан призваны были публичные слушания, организованные для москвичей, живущих и работающих в этих районах. Однако процедура их проведения заставляет усомниться в искреннем желании власти прислушаться к мнению москвичей.
Некая странность наблюдалась уже в решении провести их одномоментно – в один и тот же день и час – во всех шести районах города. К чему такая спешка? Злые языки утверждают, что таким образом легче было обеспечить подвоз «карусельщиков». Якобы какие-то люди приезжали группами на автобусах и, беспрепятственно минуя регистрацию, доставали из пластиковых файлов уже заполненные бланки, которые опускали в урны для голосования. По многочисленным свидетельствам, регистрация участников слушаний велась из рук вон плохо – их имена и прописка записывались со слов. А после слушаний кто-то якобы видел, как, выстроившись в очередь, граждане получали по спискам вознаграждение за «правильные» выступления.
Вторая странность – некая виртуальность предложенного разработчиками решения. Проектировщики почему-то не могли толком объяснить, каким образом установка шумозащитных окон будет содействовать снижению уровня шума в районе. И каким таким чудесным образом поток машин не приблизится к жилым домам, если общественный и личный транспорт, сворачивающий на большой скорости с хайвея, будет следовать по узеньким (пока!) боковым дорожкам, практически к ним прилегающим. Удивляли и картинки «светлого беспробочного будущего», демонстрируемые жителям с экрана. На них, например, не было заметно гигантских многоэтажных башен, выросших на месте незаконно снесенного лет пять назад вопреки протесту жителей детского садика. Зато сам садик был обозначен, как ни в чем не бывало. Был и еще ряд «неточностей» и «погрешностей», масштаб и значимость которых вполне могут оказаться, по мнению москвичей, фатальными.
Детально проработаем потом, когда-нибудь, бодро рапортовали чиновники и проектировщики. Это, мол, не проект, а так, всего лишь прикидка.
Для ведения слушаний, обеспечения их «демократичности и открытости» решено было привлечь депутатов Мосгордумы, представляющих «партию власти». Однако стиль их поведения способствовал скорее накалу напряженности, чем ее разрядке. Например, депутат Семенников, которому был доверен один из самых «неуступчивых» районов – Гагаринский, поразил его жителей, значительную часть которых представляют сотрудники институтов РАН и МГУ, не только манерой общения, но и антуражем. На сцене им был установлен гигантский таймер, отсчитывающий секунды. По окончании минуты – максимального срока, отведенного на вопрос, – он издавал резкие звуки. Собственную «демократичность» Семенников подчеркнул, заметив, что «в Канаде на вопрос отводится 45 секунд»(?). Правда, тут же несколько снизил пафосность момента, попросив «не прессовать» себя и вскользь упомянув, что в зале находятся хорошо обученные люди с наручниками.
Как-то не очень сопрягались с «открытостью» и попытки дюжины полицейских по окончании слушаний вынести урну за пределы здания для подсчета голосов.
В ходе слушаний звучали самые разные мнения. За реконструкцию Ленинского преимущественно высказывались москвичи, рядом с ним не живущие и даже не работающие, и использующие его исключительно как транзитную трассу. Большинство жителей Ленинского проспекта высказывались за устройство подземных переходов и развитие современных видов общественного транспорта, таких, как скоростной трамвай. Этого же мнения, кстати, придерживаются и все ведущие зарубежные специалисты, занимающиеся решением транспортных проблем в крупных мегаполисах.
«Проект, который нам предлагается, не улучшит нашу жизнь. Выбросов от машин станет еще больше», – убежден Алексей Яблоков, член-корреспондент РАН.
Не покидает тревога, что в результате реконструкции Ленинского проспекта мы снова увидим разведенные в сторону руки и услышим привычное: «Хотели-то как лучше!...»