Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Вера Мухина: великий скульптор великой эпохи

Вера Мухина: великий скульптор великой эпохи

Вера Мухина: великий скульптор великой эпохиИскусство любой эпохи созвучно ее течению. Изящные линии века XVIII сменились строгими линиями классики века XIX. XX век шагнул в мир мощной поступью социализма. Недалеко от входа на ВДНХ возносится над толпой стальное воплощение великой и грозной советской эпохи – «Рабочий и колхозница». Сильные и одухотворенные люди смело смотрят в будущее, гордо воздевая к небу символы советской власти – серп и молот. И даже теперь эта 25-метровая скульптура вызывает восхищение и трепет, что уж говорить о далеком 1937-м, когда она увенчала павильон Советского Союза на Международной выставке в Париже. Именно «Рабочий и колхозница» стали одним из символов списка КПРФ на грядущих выборах в Мосгордуму. Но мало кто помнит сейчас об авторе этой скульптуры, прославленном советском скульпторе Вере Мухиной.

Родилась Вера Мухина в семье рижского купца, торгующего хлебом и пенькой. Именно ей, младшей дочери, за ее живой ум и упорство собирался он завещать свое дело, но девочка с детства потянулась к рисованию. И отец дал свое благословение – он сам был художником-любителем, да и жена его иногда писала стихи и часто рисовала портреты дочек. Однако мать девочек рано умерла от туберкулеза, и купец Мухин, опасаясь за здоровье детей, переехал с дочерьми сначала в Крым, а потом в Курск.

В Курске Вера закончила гимназию. Вскоре умер и отец. После его смерти сестры вместе с опекунами – братьями отца – переехали в Москву. Там Вера продолжила обучаться рисованию у известного педагога К. Юона. Именно в то время девочка начинает заниматься скульптурой. Она даже мечтала поехать учится ваянию в Париж, но опекуны были против. Наверное, никогда бы не осуществилась эта мечта, если бы не несчастный случай.

В начале 1912 года Вера гостила у родственников в имении под Смоленском и во время катания с гор разбила себе лицо. «Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван, бросились к врачу, он наложил девять швов, вставил дренаж», – вспоминала в своих мемуарах Вера Мухина…

Казалось бы, для юной и хорошенькой девушки это непоправимая трагедия. Уже когда девушку привезли домой, то запретили прислуге подавать ей зеркало. Боялись, что, увидев свое покалеченное лицо, она покончит с собой. Но находчивая Вера смотрелась в ножницы. Поначалу, видя свое отражение, думала всерьез уйти в монастырь, а потом успокоилась и попросила разрешения уехать в Париж. Опекуны, считавшие, что девушку и без того обидела судьба, согласились. В ноябре 1912 года Вера Мухина уехала в столицу Франции.

В Париже она провела всего две зимы, занимаясь в художественной академии у скульптора Бурделя, ученика Родена, посещала Академию «Ля Палетт», а также школу рисунка, которой руководил известный педагог Ф. Коларосси. В 1914 году Вера Мухина едет в Италию, и там окончательно понимает, что настоящим ее призванием является скульптура. По возвращению в Россию она создает свою первую скульптуру «Пьета».

Однако развернувшаяся война заставила Веру оставить на время занятия творчеством. Начиная с 1915 года она работает в госпитале медсестрой.

Октябрьская революция открыла новый этап в творчестве скульптора Мухиной. Свойственные ей монументализм и экспрессивность стали отличительными чертами зарождающегося советского искусства. Девушка участвует и побеждает в ряде скульптурных конкурсов, создает такие работы как «Революция» (г. Клин) и «Освобожденный труд» (г. Москва). Известность ей приносит двухметровая «Крестьянка», воплотившая в себе громовую мощь эпохи и вместе с тем чисто русскую простоту.

В 1936 году СССР начал готовиться к Всемирной выставке «Искусство, техника и современная жизнь». Украсить павильон первого в мире социалистического государства планировалось скульптурой, которая символизировала бы содружество крестьян и рабочих и вместе с тем передавала бы всю ту стремительность, с которой развивается молодое государство. Именно тогда в маленькой гипсовой копии появились знаменитые «Рабочий и колхозница». И архитектор Б.М. Иофан, автор строительства самого павильона, не мог не признать проект скульптора Мухиной лучшим.

Скульптурная композиция весом около 75 тонн была изготовлена из стали и по частям доставлена в Париж. Когда же статуя была установлена над павильоном, она потрясла весь мир. Во Франции появились сувениры с изображением «Рабочего и колхозницы», доходило до того, что парижанки собирали подписи, чтобы работа Мухиной осталась во Франции в Испании же вышла марка с силуэтом скульптуры.

После того, как скульптура вернулась в Москву, Вера Мухина предлагала установить «Рабочего и колхозницу» либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ. Но руководством партии было принято решение установить статую возле Сельскохозяйственной выставки в Москве.

Мухина не прекращала своей работы и в тяжелые 40-е. В те годы создана галерея портретов воинов-орденоносцев, а также бюст академика А. Крылова, в настоящее время украшающий его надгробие. Однако тяжелые испытания – война и потеря мужа – подкосили ее здоровье. Она умерла в 1953 году в возрасте 64 лет.

Главной темой творчества Мухиной всегда было прославление мужества и душевной красоты простого советского человека. Именно он – смелый борец за новый мир, где нет места угнетению и страданию, стал строителем новой эпохи.

 


Михаил Нестеров. Портрет Веры Мухиной

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: