Выставка «Сделано в СССР»
Но есть и общая Память народа. Она связывает разные поколения, заставляя нас замирать перед теми картинами неизвестных художников и испытывать те эмоции, которые никогда нам лично не были знакомы. Мы смотрим на картины войны, не зная войн, и чувствуем, что сами стали свидетелями чего-то великого и трагического. Мы смотрим на счастливых людей советского прошлого и чувствуем, как отзывается душа на эти торжественные и вместе с тем простые сюжеты, на эту застывшую в красках музыку великой эпохи.
Соцреализм – довольно условный термин. Современное либеральное его понимание, само отношение к искусству соцреализма как к чему-то второсортному и штампованному, уродливо исказило представление о нем многих молодых людей. А между тем без искусства соцреализма – без воспевания труда, без простоты и беззаветного героизма персонажей не было бы и того мощного подъема, которым СССР так поразил весь мир. Выставка «Сделано в СССР», представленная в Московском академическом художественном лицее, без сомнения способствует возвращению соцреализму доброго имени. На выставке представлены работы художников советского периода – учеников Лицея (тогда еще Московской средней художественной школы), которые были написаны в 40-80-е годы прошлого столетия и которые действительно погружают в такую близкую и такую далекую Советскую эпоху.
Примечательно, что все выставленные работы были написаны во время обучения в школе, то есть авторами картин на серьезные, жизненные темы становились совсем молодые люди. И потому не все в этих картинах реалистично, не везде оригинальны техника и сюжет, но это и придает выставке особую атмосферу. Через десятилетия мы смотрим на их Советский Союз – тоже еще не до конца познанный, с той только разницей, что его познание у них еще впереди.
Тем не менее, во многих картинах отражена вся противоречивость и вся мощь эпохи. Простые рабочие люди – на заводе, в порту, в праздник и в будни – кажутся одновременно и родными, и далекими. Горькие, но победные сороковые, тяжелые, но озаренные надеждой пятидесятые, спокойные и светлые семидесятые – все сливается в единую, стройную песню о великой стране – строящей, празднующей, непобедимой...
Вот одна из картин – «Домой». Неяркие краски, обычный подъезд «сталинки», уходящий под самое небо столб света в лестничном пролете... По ступеням поднимается солдат в серой шинели. Простой солдат великой страны. Еще немного – и он поднимется на свой этаж, откроет знакомую дверь... Что ждет его там? Чего больше в этой картине – радости от предстоящей встречи или трагизма от ее невозможности?
Другая картина – «АЗЛК». На заводе сходит с конвейера новенький автомобиль. Светлый цех, огромные механизмы, одухотворенные работой люди... Несмотря на типичный сюжет, картина дает представление о мощи советского производства.
На картинах мы видим простых людей – инженеров, обсуждающих проект, рабочих в порту, веселых девчат-путеукладчиц, вдохновленных студентов, смелых солдат, играющих во дворе детей, – всех тех, кого видели граждане СССР, что было для них привычным. И казалось, что так будет всегда…
Картины на выставке – светлые и печальные, трогательные и революционные – заставляют нас по-новому посмотреть на свое прошлое, оглянуться назад, вспомнить, а если не вспомнить – то разбудить в себе ту самую Память, которая есть в каждом человеке. В каждом русском человеке.
В статье представлены фотографии следующих картин:
Автор неизвестен (Смолин П.?). Ледокол. 1951 г.
Ерошкин. АЗЛК. 1975 г.
Гансовская. Плавка. 1973 г.