Электронное обозрение газеты МГК КПРФ

Крым наш. Что дальше?

Крым наш. Что дальше?Итак, Крым наш! На референдуме в Крыму и Севастополе, как и следовало ожидать, явное большинство проголосовало за присоединение к России. Территория страны впервые с 1991 года увеличилась.

В Крыму – ликующий народ, в Москве – салют. Однако ситуация остаётся крайне напряжённой, проблем много. Худший вариант – военное вмешательство украинской власти. Пока что Киев отказался от силового вмешательства из-за низкой дееспособности армии. Сейчас украинские войска на полуострове всё-таки перешли на сторону России (до 90%!) или покинули Крым. Обстановка на границе с Украиной стабилизировалась. Однако это не значит, что Киев отказался от своих притязаний на Крым.

Оба основных кандидата в президенты Украины, Тимошенко и Порошенко, говорят одно и то же: «Крым всегда будет украинским, а я смогу его вернуть». Опасно! И если даже не рискнёт армия, нет гарантий того, что в Крым не полезут фанатики с майдана в виде «национальной гвардии» или не разоружившихся боевиков Яроша. Но нет способов сейчас выполнить предвыборные обещания: Запад не собирается воевать, а украинские силы недостаточны. Вопрос о принадлежности Крыма решён.

Но трудностей всё равно много. С украинской стороны вероятнее не военное вмешательство, а экономические диверсии. Крым зависит от Украины в снабжении водой и электроэнергией, пока не имеет сухопутного сообщения с Россией (мост только собираются строить). Украинская власть может, как минимум, сорвать курортный сезон, отключив свет; репетиция этого варианта уже была. А перекрытие подачи воды может создать экономическую катастрофу в Крыму. Для преодоления этой опасности необходимы время и средства. Остаётся нерешённой проблема крымских татар. И главный вопрос: о собственности. Предстоят многочисленные имущественные судебные иски. Каким хозяевам достанутся богатства Крыма, сейчас в основном контролируемые местным криминалом? Вряд ли народу.

Сейчас в Крыму начинается формирование структур российской власти, предстоят выборы. Идёт партийное строительство. В Крыму и особенно в Севастополе традиционно сильны позиции коммунистов, но местная власть, естественно, устремляется в «Единую Россию».

А что на Украине? Крыму всё-таки помогла географическая обособленность. Более нигде крымский сценарий не реализовался. Власть, присланная майданом, установилась, начались аресты «сепаратистов». И всё-таки на востоке и юге страны неспокойно. В Донбассе и в Харькове были митинги и массовые протестные выступления, в столкновениях протестующих с «Правым сектором» погибли люди. Однако сложившуюся ситуацию на востоке и юге нельзя считать окончательной. Донбасс продолжает бороться. Но всё-таки в данном случае нельзя не согласиться с «Аргументами и фактами», которые пишут, что восток Украины «не вполне определился в своих желаниях»: то ли идти в Россию, то ли оставаться в составе Украины, выпросив больше автономии. И «революция у них какаято сонная»: не воспрепятствовали аресту своих лидеров, на ночь митингующие уходят спать, тогда как националисты на майдане шли до конца.

А майдан продолжает стоять. Как видят мир его сторонники? Вот письмо из Киева от 9 марта. «Нас оккупировали русские. Под гебистом-коммунистом Путиным ужасно. Ввозят русских криминалов, и они горланят за присоединение к России. Здравомыслящие люди в Россию не хотят». Кто видел в Киеве хотя бы одного оккупанта? Не все, конечно, так считают, но многие верят любой антироссийской пропаганде. Но только власть России чуть стукнула кулаком, и эта пропаганда изменилась. Исчезла эйфория победы, снова навязывается психология жертвы. Пока не наступило массовое разочарование в новой власти, надо создать образ врага, из-за которого жизнь не налаживается. Только вместо Януковича это Россия. И уже обыватели в Киеве думают об эвакуации: «русские идут». Далеко зашло зомбирование!

Писатель, депутат Рады В. Яворивский, в прошлом состоявший в КПСС, потребовал отменить принятый во время противостояния с майданом закон о запрещении пропаганды фашизма. Обоснование: закон направлен «на борьбу против патриотов Украины и против прекрасной истории украинской освободительной борьбы». Обыкновенный фашизм! А ведь Яворивский был когда-то писателем, известным своими антифашистскими произведениями. И другие законопроекты (пока проекты): о разрыве дипломатических отношений с Россией и выходе из СНГ. Впрочем, по вопросу о русском языке правительство пошло на некоторые уступки: пытаются чем-то привлечь восток страны. Новая власть не избегает выступлений по-русски. Но бойцы Яроша вместе со «Свободой» будут стоять на своём.

На Украине возникло двоевластие: ставленники олигархов, политиканы вроде Турчинова и Яценюка, и майдан, где ведущую роль играет численно не самая большая, но самая активная группа радикальных националистов. Рупор нашей «болотной» оппозиции «Новая газета» предложила: «Майдану надо найти место в конституции страны»; пусть на постоянной основе будет «вече с правом люстрации [то есть отправления в отставку любого начальника] и вето». Но такого не бывает, это может утверждать лишь газета, журналист которой, по собственному признанию, ездил в Киев, чтобы «набраться энергии на Майдане».

Сама эта же газета вопреки таким заявлениям признаёт, что на Украине «махновщина», «клоны» «Правого сектора» занимаются переделами местных рынков. Чтобы стать представителем «Правого сектора», «достаточно обрядиться в дорогие камуфляж и бронежилет, нацепить на руку фирменную черно-красную повязку… а в руки взять биту и щит. Все. Можно идти брать банк или… отжимать чей-то бизнес».

Но двоевластие долго не длится. И вот уже видный лидер «Правого сектора» А. Музычко убит (фактически казнён) сотрудниками украинских органов внутренних дел. Люди Яроша штурмовали Раду, требуя «возмездия», которое всё же не состоялось. Как и ожидалось, киевская власть пытается угомонить боевые отряды Яроша и экстремистов Тягнибока. Они сыграли ведущую роль в свержении Януковича, а теперь больше не нужны. «Правый сектор» стал мешать политикам решать кадровые и экономические вопросы и устанавливать контакты с крупным бизнесом; и западных «партнёров» коробит от союзников с битами и щитами. Вот только фашисты Яроша вооружены и сдаваться не собираются. Вслед за ними лишним становится и сам майдан, также сделавший своё дело. «Воля народа» была нужна олигархам лишь для того, чтобы взять власть у Януковича, теперь она лишь мешает; но опять-таки властям будет нелегко с ней справиться.

Тем временем началась подготовка к президентским выборам. Главные претенденты – бесноватая Тимошенко и миллиардер Порошенко. Рейтинги забракованного американцами Кличко пошли вниз, и он отказался от борьбы. Тягнибок и Ярош имеют мало шансов, они вовсе не популярны за пределами майдана. На востоке Украины, к сожалению, о едином кандидате не смогли договориться. Тимошенко выступает с жёсткими лозунгами и ищет поддержку перед выборами на майдане, которому экономический кризис может придать второе дыхание. Порошенко старается понравиться и в западных, и в восточных областях, что даже опаснее.

При любом раскладе на Украине изменилось не так много, как внешне это выглядит. Власть остаётся у крупного капитала, лишь произошло её перераспределение. Янукович сам участвовал в борьбе олигархов, используя для обогащения себя и своего клана административный ресурс, и в итоге потерял поддержку других кланов. Сейчас губернаторами в Донецке и в Днепропетровске назначены олигархи. Украинцы, не опьянённые эйфорией «победы», с особой горечью восприняли эту новость. И претендент №1 в президенты – миллиардер. Так что власть на Украине перешла не к «европейцам», как полагает «Новая газета», а к соперничавшим с Януковичем олигархическим группировкам. Но политическая ситуация, конечно, изменилась: военные базы НАТО под Харьковом стали вполне вероятными. О совместных манёврах уже объявлено.

Запад закономерно воспринял события в Крыму с большой нервозностью: впервые за много лет русские их переиграли. Западная пропаганда драматизировала ситуацию, объявив о «вторжении» российских войск на Украину, хотя в Крыму они уже находились на основе соглашения, а больше нигде их не было. Крым официально остаётся для США и ЕС украинской территорией, и против российской стороны начали вводить санкции. Их полный список пока засекречен, объявлено о поэтапном наказании «агрессора». То, что уже введено, во многом имеет символическое значение, вроде возвращения от «большой восьмёрки» к «семёрке», которая в любом варианте неполна без Китая. Существеннее замораживание зарубежных счетов ряда чиновников и олигархов; чёрные списки Евросоюза составлялись с участием Навального. Но главные, экономические санкции только начинаются. Поскольку наша теперешняя экономика, в отличие от советского времени, привязана к Западу, последствия могут быть значительными и в промышленности, и в финансовой сфере. Впрочем, на той стороне мнения разные. Американцы и британцы, а также Польша и скандинавские государства жёстко настроены против России, а Италия, Испания и Чехия, поддерживающие с ней тесные деловые отношения, выступают за ограниченное наказание. И санкции могут даже стимулировать опору России на собственные силы, от которой мы уже отвыкли.

Наши «болотные» повторяли по Крыму формулировки своих западных друзей: «неадекватность», «вызов миру», «все дозволено». А 15 марта «несистемные» провели «антивоенную» демонстрацию солидарности с майданом. Даже один из сотрудников «Новой газеты» отказался туда идти, поскольку узнал: там будут выкрикивать лозунги Бандеры. Конечно, большинство участников не имели понятия о том, что кричали. Но кто-то ведь это организовал!

Подведём итог: российская власть сумела компенсировать неудачу в Киеве успехом в Крыму и обратить поражение в победу. Запад будет предпринимать ответные меры. Что они принесут, покажет время. И кому достанутся плоды победы?

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 4
Читать другие новости по теме: