Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » «Сатиры смелый властелин»

«Сатиры смелый властелин»

«Сатиры смелый властелин»Век XVIII был богат не только на дворцовые перевороты и императриц, но и на удивительные парадоксы. Нередко в те времена именитые вельможи становились ярыми защитниками крепостных крестьян, немцы обращались в русских, а ученые мужи – в язвительных острословов. Именно таким русским немцем и обличителем был Денис Иванович Фонвизин.

Официальной датой его рождения считается 3 апреля 1744 года. Происходил Денис Иванович из старинной дворянской семьи и имел немецкие корни – изначально его фамилия писалась как «фон Визин», где частичка «фон» указывала на принадлежность к аристократическому роду.

Как и полагается отпрыску знатной фамилии, Фонвизин получил блестящее образование. Начав обучение в московской университетской гимназии, он затем поступил в университет на факультет философии. Учился молодой человек прилежно, и газета «Московские ведомости» трижды упоминала его в числе получивших золотую медаль.

Фонвизин славился веселым нравом, а потому об успехах своих говорил без особой серьезности. Так, в неоконченных мемуарах «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» он писал, что одну из медалей ему присудили за ответ на вопрос экзаменатора: «Куда течет Волга?». Один из гимназистов ответил: в Черное море, другой – в Белое, Фонвизин же якобы ответил «Не знаю» «с таким видом простодушия», что экзаменаторы единогласно присудили ему медаль.

Но на самом деле Фонвизин учился с увлечением и именно в университетские годы приобрел «вкус к словесным наукам». Позже, как усердный и талантливый ученик, он попадает в Петербург к «избранным ученикам» графа Шувалова, в доме которого видит Ломоносова, знакомится с видными деятелями Российского театра Ф.Г. Волковым и И.А. Дмитриевским. Все эти встречи производят огромное впечатление на молодого человека, и он на всю жизнь сохраняет любовь к театру. «...Ничто в Петербурге так меня не восхищало, – вспоминал Фонвизин впоследствии, – как театр, который я увидел в первый раз от роду. Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров – великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие».

Еще будучи студентом, Фонвизин пробует себя в литературе. В 1761 году он издает свои переводы нравоучительных басен датского писателя Гольберга. Басни эти получаются настолько русскими, а язык настолько живым, что на Фонвизина обращают внимание.

Успех этот ободряет молодого автора – он и далее активно занимается переводами статей и рассказов, сотрудничает с журналом «Собрания лучших сочинений». Переводит Фонвизин даже такие вещи, как антиклерикальную трагедию Вольтера «Альзира» и французскую комедию Гpecce «Сидней», получившую у Фонвизина название «Корион». Последняя вещь также была русифицирована автором – он заменяет иностранные имена русскими, вводит ряд бытовых и типично российских сцен и впервые выводит на сцену простого крестьянина, который сам рассказывает о своей горькой участи.

Но вскоре творчество Фонвизина выходит за рамки только переводов. Переводчик уступает место самобытному автору-острослову, метко подмечающему все недостатки общества. Позже он напишет: «Весьма рано проявилась во мне склонность к сатире. Острые слова мои носились по Москве... Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть... Сочинения мои были острые ругательства: много было в них сатирической соли...» Удивительно, что даже при этом Фонвизину удавалось оставаться на государственной службе при Иностранной коллегии. Одним из первых самобытных произведений Фонвизина стало «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Сюжет этого «Послания» прост – рассказчик-барин обращается к слугам с философским вопросом: «На что сей создан свет?» Однако слугам чужды праздные размышления: крепостной Ванька запросто рассказывает барину, что мир создан довольно скверно – каждый озабочен лишь тем, как бы обмануть другого и на том обогатиться. Нехитрые эти слова ставят барина в тупик, и он заключает, что и сам не знает «на что сей создан свет». Диалог слуги и барина выписан так живо, что чтение его заставляет смеяться даже современного читателя.

В 1777 году Фонвизин едет за границу и долгое время живет во Франции. Страна, так восхищавшая молодых русских аристократов, разочаровала писателя– в письмах к сестре и друзьям он не скрывает своего недовольства.

Вместо родины Просвещения и великой литературы, Фонвизин видит страну неравенства и падения нравов. «Я думал сперва, что Франция, по рассказам, земной рай, но ошибся жестоко», – с грустью сообщает он в письме. «Король, будучи ограничен законами, имеет в руках всю силу попирать законы... Каждый министр есть деспот в своем департаменте... Что видел я и в других местах, видел и во Франции. Кажется, будто все люди на то сотворены, чтоб каждый был или тиран, или жертва». Недовольным остается сатирик и идеологами Просвещения – ему претят «ласкательства» к Екатерине и их чрезмерные похвалы ей. Фонвизин не приемлет их идеи «просвещенной монархии», ибо ни российский, ни французский ее вариант не соответствует тому идеальному описанию, которое дают философы-просветители.

Тема борьбы с галломанией (подражанием всему французскому) находит свое отражение и в первой национально-самобытной комедии Фонвизина «Бригадир». Ее актуальность за два с половиной века только усилилась – ведь и теперь у нас немало сторонников преклонения перед Западом, для которых все русское является синонимом отсталого.

Вершиной же мастерства Фонвизина считается комедия «Недоросль». Она по праву называется первой социально-политической русской комедией, где антикрепостнический настрой автора проявляется крайне ярко. «Недоросль» ломает даже каноны классической комедии – любовный сюжет уходит на второй план, герои теряют прежнюю статичность и на глазах оживают. Неизменным остается, пожалуй, лишь резонер Стародум, устами которого комментирует происходящее на сцене сам автор. Но речь прочих персонажей очень индивидуальна: слуги, господа и учителя говорят по-разному, и это тоже является новаторством для пьесы XVIII века.

Комедия Фонвизина обращена к реальной, повседневной русской жизни. На глазах у зрителей разворачивается жизнь семьи Простаковых – жизнь смешная и трагичная, веселая и печальная – такая, какой она была и какой остается через многие годы.

Умер Денис Иванович Фонвизин 1 декабря 1792 года. «Сатиры смелый властелин», как назвал Фонвизина Пушкин, оказал огромное влияние на потомков. До сих пор его комедии сохраняют свою актуальность и продолжают смешить, ибо русская душа остается неизменной на протяжении многих сотен лет. А в том, что он был истинно русским писателем, сомневаться не приходится. Даже спустя много лет после его смерти Пушкин писал брату следующее: «Не забудь фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехристь? Он русский, из прерусских русский».

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: