Владимир Зельдин. Три четверти века на сцене
Кино и театр, казалось бы, именно те области, где трудно быть долгожителем. Сменяются эпохи и правители, бегут годы – сложно оставаться на виду у публики, не изменяя себе и искусству. И все же даже там, где слава мирская проходит как нигде скоро, можно на протяжении долгого времени остаться великим Актером, а самое главное – Человеком.
Владимиру Михайловичу Зельдину довелось пожить в трех эпохах – родился он в Российской Империи, вырос и вышел на сцену в СССР, а сейчас продолжает трудиться на благо искусства в современной России. И не случайно сказано, что, чем интереснее век для историка, тем печальнее он для современника – жизненный путь Владимира Михайловича сложно назвать легким. Но как будто невидимая рука судьбы вела его, помогая в самые тяжелые времена и заставляя вновь и вновь выходить на сцену.
Владимир Зельдин родился в Тамбовской губернии. Отец его был музыкантом и тому же мечтал обучить сына. Однако сын с детства лелеял мысль об актерской карьере в балете, и даже пробовал поступить в Балетное училище при Большом театре в 12 лет, но воля отца помешала ему осуществить свою мечту. В 16 лет Володя, очарованный романтикой приключений и дальних стран, решил стать моряком, однако и тут его постигла неудача – в военном училище ему наотрез отказали по причине плохого зрения. Молодой Зельдин окончил школу и стал слесарем на заводе. Казалось, ничто больше не заставит его еще раз довериться своим мечтам, однако в начале 30-х годов он случайно узнает о том, что производственно-театральные мастерские при Театре МГСПС (будущий Театр имени Моссовета) набирают актёрский курс. Почти не веря в чудо, Владимир идет сдавать экзамены. Но чудо происходит – в числе 25-ти принятых оказался и Зельдин.
Так внезапно началась его актерская карьера. С 1938 года Зельдин играет в Театре транспорта, причем преимущественно в классических спектаклях: «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Комедия ошибок» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера. Очевидно, что именно игра в таких серьезных спектаклях столь молодого актера помогла ему впоследствии достичь небывалого мастерства – роль Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега стала образцовой для артистов нескольких поколений.
Первая роль в кино досталась актеру вскоре после начала его театральной деятельности – Зельдин сыграл в эпизоде фильма «Семья Оппенгейма» 1939 года, а всесоюзная известность пришла к актеру после роли пастуха Мусаиба в известной комедии «Свинарка и пастух» (1941 год). Но прямо во время съемок фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище. Разумеется, Владимир тут же отправился на защиту своей страны, и неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы опять не произошло нечто удивительное – буквально через месяц вышел приказ о продолжении съемок фильма. «Свинарка и пастух» вышел на экраны, несмотря на войну и разрушения, став самым настоящим гимном советскому трудовому человеку.
Во время войны Владимир Михайлович часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах, а после нее работал в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии).
За свою долгую актерскую деятельность Владимир Зельдин снялся более чем в 50 фильмах, среди которых такие шедевры, как «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Десять негритят», сыграл во множестве спектаклей и до сих пор выходит на сцену. Специально к 90–летию актера в 2005 году был поставлен мюзикл «Человек из Ламанчи» (постановка Ю. Гусмана), где Зельдин сыграл главную роль и поразил зрителей своей великолепной актерской и вокальной формой. Владимир Зельдин признан старейшим из живущих народных артистов СССР и старейшим «действующим актером», а 7 октября 2013 года он установил еще один личный рекорд – принял участие в эстафете олимпийского огня в Москве, став самым пожилым факелоносцем за всю историю олимпиад.
Секрет своего долголетия Владимир Зельдин не скрывает, отвечая на вопросы довольно просто: «Скажу словами великого революционного поэта Владимира Маяковского, которого я видел и слушал: «Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо». Вот вам секрет долголетия. Никогда не старался схватить, урвать», – говорит великий актер. Наверное, в этом и есть высшая мудрость не только актерская, но и человеческая.