Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » «Креативным» чужды наши ценности

«Креативным» чужды наши ценности

«Креативным» чужды наши ценностиВ 1989 году ЗИЛ выпустил 210 тысяч грузовиков. Замечательные были автомобили. Наши туристы, посещающие сегодня Вьетнам, удивляются тому, что по дорогам этой страны до сих пор бегают самосвалы, выпущенные на московском заводе. А вьетнамский крестьянин на ломаном русском языке поясняет: «самый хоросий в мире мобиль». То, что видно вьетнамскому крестьянину, не видно отечественной бизнес-элите. Она не желает слышать ни о каком производстве. Поменялись ценностные ориентиры. После установления в стране капиталистического строя завод должен «выдавать на гора» не автомобили, а прибыль.

Компания время от времени показывает прибыль от сдачи в аренду площадей и продажи земельных участков. А вот с основным производством – «швах». Вся эта инфраструктура с цехами, с коммуникациями, с подъездными путями и даже собственными причалами балласт у современного, как сейчас модно говорить, креативного «завсклада»-арендодателя. В 2011 г. ЗИЛ выпустил аж 1265 автомобилей – 0,5 % от советского выпуска. Приехали, что называется.

Ценностные ориентиры и установки поменялись не только в той области, где производят материальные ценности, но и в другой, идеологической, которая жесткими скрепами связана с современным мироустройством, основанном на частной собственности.

Проще говоря, культура, по мнению пришедшего к власти в России капитала, должна соответствовать установившемуся жизненному укладу. Почему с культурой нельзя поступить так же, как с производством грузовиков?

Если рабочих ЗИЛа выбросили за ворота завода, который еще вчера был их собственностью, то, спрашивается, чем лучше работники заводского Дворца культуры «ЗИЛ»? Почти половина коллектива (70 человек) не пришлась ко двору новому руководству.

Но если по производству грузовиков сразу видно, как деградировал завод, то с ДК намного сложнее – критерии более размыты, точнее говоря, субъективны. «Я считаю… Мое мнение…» «Вы – ретроград, вы не креативны, а вот на благословенном Западе…» В крайнем случае выкладывается железный аргумент: «я дипломированный искусствовед, а вы кто»?

Теперь немного истории заводского Дворца культуры. Построен он был в 1937г. рабочими и для рабочих. Удивительно, но его в «лихие 90-е» и последующие годы не растащили по углам, не превратили в салон для иномарок, не продали – усилиями коллектива и бывшего директора Казаковой были сохранены все основные виды деятельности и ведущие творческие коллективы. Дворец культуры как был рабочим, так и оставался им по своей идеологии.

До 2012г. во дворце работали 22 коллектива, некоторые с огромнейшим стажем (например, Народному коллективу Детской студии изобразительного искусства – 78 лет, Народному коллективу «Хору русской песни» – 75 лет, Народному драматическому театру – 75 лет и т.д.)

Дворец культуры – это не просто студии, хоры, классы, занятия, это еще и бескорыстный помощник-воспитатель. В советское время бывало, сорванцов отдавали в бесплатный театральный кружок или в танцевальный коллектив. Зачастую из таких ребят вырастали люди с «большой буквы».

Назовем просто, без регалий фамилии известных людей, вышедших на большую сцену из народных коллективов ДК «ЗИЛ»: Лановой, Земляникин, Носик, Васильева, Шмыга и многие другие.

Но даже не эти прославленные имена – главное в деятельности ДК. Дворец культуры при заводе был тем же, чем изба-читальня в первые годы советской власти в деревне. Кружки и коллективы давали возможность рабочему бесплатно соприкоснуться с творчеством. И таких рабочих были тысячи. До 2012 г. ДК «ЗИЛ» оставался удивительным островком советского прошлого в нынешнем суровом мире чистогана и барыша.

Между тем с 2008 г. в ДК происходит уже третья смена руководителя. Последний – Е.В. Зеленцова – приступила к работе в феврале текущего года, но успела взбудоражить весь коллектив. Уволенных – 70 человек. Недовольных еще больше. В чем дело?

Зеленцова – лидер новой формации. Она пришла в ДК со своими идеями, которые никак не вписываются в советскую систему организации досуга, воспитания и образования рабочего человека. Естественно, что ее оценка бывшей деятельности дворца рабочих может быть только негативной. Сегодня ведь культура – товар, это вчера было – духовное производство, формирование личности.

С этого года ДК выбран экспериментальной площадкой, пилотным проектом для превращения его в досугово-развлекательный центр, который должен стать базовым для всех клубных учреждений подобного типа в Москве. Калька, с которой должен рисоваться этот проект, – Культурный центр «Барбикан», который, естественно, находится в центре мировой «демократии» – в самом Лондоне. Поэтому Дворец культуры «ЗИЛ» на западный манер переименовали в Культурный центр «ЗИЛ».

На данный проект по перепрофилированию ДК в Культурный центр выделено 176 млн. рублей. Началось кадровое просеивание работников КЦ «ЗИЛ» через сито профпригодности и творческой состоятельности. Все пенсионеры, несмотря на свою заслуженность, опыт и звания, а также те, кто не смог вписаться в «рыночные отношения», оказались за массивными дверями КЦ.

За восемь месяцев уволили 70 человек, а на их место тут же набрали креативную молодежь в возрасте от 20 до 27 лет и сделали многих, в том числе, не имеющих профильного образования, руководителями новых направлений и отделов. Никто не говорит, что нельзя менять руководителей коллективов, но надо учитывать, что в творческих коллективах бесценен и часто уникален профессиональный опыт художественных руководителей.

Как можно было уволить 64-летнего руководителя народного детского хореографического ансамбля «Юный Зиловец» А.А. Рязанова, достаточно молодого по артистическим меркам?

Не пришелся ко двору и заслуженный работник культуры главный режиссер Народного драматического театра Н.М. Новожилов. Из восьми спектаклей, шедших при нем, оставили два.

«Креативным» чужды наши ценностиНародный артист СССР, лауреат Ленинской премии В.И. Лановой следующим образом оценил диктаторские замашки директрисы:

«Я считаю, что это просто преступление новой дирекции Дворца культуры: именно такие коллективы связывали русскую театральную культуру с будущим России! В условиях уже многолетней деградации культуры во многих областях нашей страны такой подход – полная и преступная незаинтересованность в ее будущем! Место такой дирекции – совсем в другом доме!»

Успешно, более 75 лет работает детская студия изобразительного искусства. Вот что о ней думает креативный директор Зеленцова, давшая интервью журналу The Village: «Классическую школу рисования, которая здесь существует – вы, наверное, видели эти ужасы в коридорах – оставим, но дадим возможности и другим, пригласив современных художников».

Что ж, пригласили. Организовали в июле 2012 г. выставку современного искусства «Контриллюзии». Вот как в Интернете анонсирует выставку новая администрация на сайте КЦ «ЗИЛ»: «Выставка представляет новые работы художников, изучающих границы между пространствами социальных взаимодействий и художественным вымыслом. Для авторов характерно подчас обостренное чувство того, что в напряжении между реальным и эфемерным, в искусстве и в жизни, выражает себя нечто более важное. В реальности, где одной из самых важных общественных сил стал спектакль, производство и циркуляция образов полностью захватывают повседневность. В ответ художники не столько отказываются от производства образов, сколько обращаются к созданию контриллюзий. Это могут быть как фрагменты реальных пространств, так и материальность произведения или подобный неожиданному озарению смысловой эффект. Да и сами технологические образы содержат энергию отрицания спектакля, по крайней мере в промежутках между пикселями». Выставка состоялась. И она, и «продукт» художественного творчества были под стать этой наукообразной рекламе.

Так и хочется вместе с оказавшимися за воротами работниками спросить: нужны ли нам подобные выставки с огромнейшими тратами на рекламу, на огромные баннеры, на буклеты? Не лучше ли оставить все, как было? На уроках рисования до прихода «креативных» десятки лет учили детей правильно рисовать, чтобы затем они, имея профессиональные навыки, могли на более высоком эстетическом и исполнительском уровне отобразить реальную жизнь.

А чему учат «креативные»? У них особую гордость вызывает студия современной живописи «Бегемотопись», где молодежи предоставляется уникальная возможность закрашивать холст мягкой игрушкой, обмакнутой в краску.

Все у «креативных» вроде новое – и программа, и люди. Однако, если разобраться, их культурная программа – это платье с чужого плеча, запоздалое отражение и копирование западной культуры. У нас в стране с 1917 по 1991 год была своя классовая, рабочая политика, нравственность, честь и совесть, а также своя культура. Когда страна в 1991 г. откатилась назад, у буржуазной «демократии» появилась потребность всучать простому люду в красивой упаковке разные капиталистические ценности: реформу ЖКХ, вместо бесплатного жилья жилищную ипотеку, платное образование, платную медицину, обнуление сбербанковских счетов, ваучеры, инфляцию. Можно продолжать до бесконечности.

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: