Открытое письмо Мэру города С.С. Собянину деятелей культуры Москвы
В последние годы в г. Москве, вопреки заданному Президентом РФ В.В. Путиным направлению развития отечественной культуры, происходит колонизация во всех ее сферах: в театрах, музеях, домах культуры, библиотеках путем внедрения западных идеологических моделей.
В музеях уничтожаются уникальные экспозиции российской культуры, внедряются откровенные суррогаты «современного искусства». Дома культуры, основной задачей которых было развитие народного и самодеятельного творчества, преобразуются в коммерческие центры, где работа студий и кружков заменяется платными мастер-классами. Сворачиваются программы по патриотическому воспитанию. Русский национальный репертуарный театр либо переформатируется в развлекательные центры, либо просто ликвидируется. Национальная культура превратилась в предмет бизнеса.
Уважаемый Сергей Семенович! Мы неоднократно обращались к Вам c просьбой вмешаться в катастрофическую ситуацию, которая сложилась в настоящее время во вверенных Департаменту культуры города театрах, музеях, домах культуры, библиотеках. К большому сожалению, Вы никак не реагируете и на просьбы учреждений культуры остановить беспредел. Мы в полном недоумении и вынуждены обратиться к Вам через СМИ, в надежде быть услышанными.
Мы неоднократно информировали о возникающих проблемах руководство Департамента культуры. Но у г-на С.А. Капкова свое, только коммерческое отношение к культуре. Еще в мае 2013 года на Круглом столе в Мосгордуме была выработана и направлена Вам резолюция, в которой формулировались предложения по сохранению и развитию отечественной культуры, а также выражалось недоверие руководителю департамента культуры С.А. Капкову и его заместителю Е.Б. Шерменевой. И что же? Сегодня Е.Б. Шерменева уже руководит специально созданным отделом в Минкульте РФ. А г-н С.А. Капков громко отчитывается о своих «успехах» и продолжает финансировать убыточные мероприятия «Гоголь–центра», пропагандирующие русофобию, безнравственность, насилие и суицид, считая «Гоголь–центр» самым эффективным своим проектом, вероятнее всего, по количеству вложенных бюджетных средств.
Департамент культуры почему-то не волнует, что количество спектаклей сократилось в три раза, а среднегодовая продажа билетов составляет всего 29% от зрительного зала. Мы неоднократно направляли Вам письма с опровержением ложных фактов, приводимых министром культуры Москвы в своих интервью «Эхо Москвы», другим СМИ, а также направляли в Мосгордуму письма с указанием, что С.А. Капков вводит в заблуждение органы исполнительной власти города. Увы, все наши письма остались без ответа.
В своем интервью телеканалу ТВ-Центр Вы привели в качестве примера самого современного и эффективно работающего в Москве ДК – ДК «АМО ЗИЛ», опираясь на отчет, сделанный С.А. Капковым на заседании Правительства Москвы 6 марта 2014г.
Разрешите привести несколько фактов о работе ДК.
Окружной музей героев Великой Отечественной войны вывезен, закрыта детская библиотека, уникальный книжный фонд взрослой библиотеки и читального зала на 1/3 списан, а библиотека превращена в зону свободного доступа. Вместо мероприятий ко Дню Победы, Дню Защитника Отечества, Дню Матери и др. – лекции и семинары агентства «Творческие индустрии». Новогодние представления, которыми славился ДК, стали убыточными и сокращены в четыре раза. Прекратили свое существования ежегодные социально-значимые мероприятия Театра жестовой песни при общине слепоглухонемых подворья Симонова монастыря. Больше не проводятся исторические балы и выставки дворянского собрания, бесплатные оперные спектакли, организуемые совместно с Московской консерваторией для детей и подростков. Вместо фестивалей детского творчества теперь проводят «Чемпионат по йо-йо» и трехдневный фестиваль субкультур «Открытые миры». Хорошо хоть кружок «Бегемотописи» прикрыли. Развалена работа старейшей Изостудии, ансамбля народного танца «Юный Зиловец», Народного драматического театра. Труппа театра (более 50 человек) уничтожена, вместо 12 спектаклей осталось 3. Очевидно, что количество мероприятий во Дворце культуры после преобразований в культурный центр значительно сократилось. За два года третья смена руководства и ежегодные ремонтные работы. Об этих достижениях докладывалВам министр культуры С.А. Капков, уверяя, что ДК «АМО ЗИЛ» самый эффективный на сегодняшний день дворец культуры?
И подобной реорганизации ждут еще 19 клубов.
Продолжают уничтожаться экспозиции музеев, как это было сделано с уникальной экспозицией музея В.Маяковского, которая получила мировое признание, вошла во все учебники и учебные пособия по музейному проектированию. Музей пользовался огромной популярностью у разных категорий посетителей и являлся третьим по посещаемости иностранцами после кремлевской Оружейной палаты и Алмазного фонда. Музей Н.Рубцова, где был собран уникальный архив перевода Николая Рубцова на монгольский, китайский, немецкий, вьетнамский, японский языки, 17 мая 2013 года был разрушен Управлением культуры Юго-Западного округа по распоряжению департамента культуры. Вся литературная экспозиция вывезена в неизвестном направлении, сотрудники музея уволены. Практически уничтожены музей авиации и музей флота, сложная обстановка в музее М.Булгакова. Продолжают закрывать районные библиотеки под вывеской создания медиа–центров. Ликвидируют студии детского творчества.
Уважаемый Сергей Семенович! Написав несколько десятков писем в Ваш адрес от коллективов театров, мы получили отписки из управления г-на Л.С. Печатникова с заверениями, что Правительство Москвы и Учредитель не могут вмешиваться в художественно-творческую деятельность театров, а у нас все в порядке.
Но вот результаты деятельности Департамента культуры.
Решается вопрос о передаче в федеральное управление с дальнейшей ликвидацией театра им. Р.Симонова.
Мы практически лишились «Русского камерного балета «Москва», где был снят создатель балета – худрук Н.Басин, руководивший коллективом 24 года. Труппа уничтожена, оставлено 4 классических спектакля, а постановка «Времена года», под руководством нового худрука Е.Тупысевой содержит откровенную порнографию, а герой заканчивает жизнь суицидом. Это не удивительно, ведь г-жа Е.Тупысева не имеет профильного образования, а окончила «Академию нефти и газа» и экономический факультет ГИТИС. Как не имеет профильного образования и господин К.Серебренников, окончивший физический факультет Ростовского государственного университета.
Вместо «Драматического театра им.К.С. Станиславского» сегодня мы имеем «Электротеатр». Весь репертуар снят, а новых спектаклей нет.
Продолжаются конфликты в «Центре драматургии и режиссуры».
Уничтожена труппа «Театра кукол на Бауманской».
Скандалы в «Новой опере», где единоличным росчерком пера была сокращена должность главного художника, занимаемая Е.Герасименко, стали уже притчей во языцех.
В течение трех лет работают органы прокуратуры в театре «Уголок дедушки Дурова».
В театры для их модернизации активно внедряются выпускники специально созданных школ, таких, например, как «Школа театрального лидера». В основном это – напористые и необразованные недоросли. Их «обучение» в ШТЛ длится полтора года и составляет четыре сессии по десять дней каждая. Задача, поставленная этими деятелями «современного искусства» из ШТЛ, – «обнулить память, сломать культурные коды». Театр рассматривается ими «в качестве общественного института, который производит смыслы и доверие»! Создается ощущение, что модернизируя театр, производя «особые смыслы» и обращаясь за доверием в основном к молодому поколению России, современные деятели от культуры выполняют некий политический заказ.
Новоявленные творцы активно поддерживаются департаментом культуры, а приближенные СМИ рекламируют их поделки, на что выделяются немалые бюджетные средства. Но даже при серьезной финансовой поддержке дохода подобные перфомансы не приносят вообще. Против них голосует сам зритель! Пример тому – с треском провалившиеся акции «группы юбилейного года» на Таганке. Вандальные выставки, полупустые залы на состряпанных перфомансах, негодующие зрители, возмущенно покидающие театр, и никакого экономического дохода. Продажа билетов составляет не более 25% от зрительного зала.
Вместе с репертуарным театром практически уничтожается и институт худруков. На сегодняшний день в Москве несколько театров остро нуждаются в художественном руководстве. Измученные отсутствием четкого творческого направления коллективы неоднократно просили Департамент культуры назначить художественного руководителя на конкурсной основе, но ответа не получили.
Уважаемый Сергей Семенович! Мы понимаем, что перед Вами стоят другие первоочередные задачи. Но ведь именно культура – основа нашей истории, залог духовного и физического здоровья нации, показатель развития страны, основа ее эффективного хозяйствования. Горько осознавать, что сегодня эта основа разрушается. К сожалению, когда учреждениями культуры руководят не профессионалы, а менеджеры среднего звена – директора, управляющие, бывшие чиновники, то неизбежно появляются низко художественные, конъюнктурные поделки, перфомансы, инсталляции, выставки, которые уничтожают традиции, насмехаются над нашим прошлым. Данный вектор, который поддерживается чиновниками от культуры, приведет к еще большей нравственной деградации и, в конечном итоге, к разрушению корней, к уничтожению нашей культуры.
К сожалению, мы не в силах самостоятельно повлиять на ситуацию. А ситуация катастрофическая. Тем более, что в ближайшие месяцы учреждения культуры в Москве должны перейти на так называемую новую систему оплаты труда, которая предполагает оптимизацию, а проще говоря, сокращение штата учреждений, что еще больше обострит обстановку в г. Москве.
Уважаемый Сергей Семенович! Убедительно просим Вас пресечь деструктивную, неэффективную политику Департамента культуры в отношении театров, музеев, библиотек, домов культуры и других подведомственных ему учреждений.
Предлагаем создать при Мэре Москвы Общественный совет по разработке и внедрению конкретных мер, направленных на оздоровление культурной атмосферы города, а также по контролю за распределением и использованием бюджетных средств в сфере культуры.
Председатель Московской городской территориальной организации Российского Профсоюза Работников Культуры Л.С. Фомина
Председатель Первичной Профсоюзной Организации Российского Профсоюза Работников Культуры «Театра на Таганке» заслуженный артист РФ И. Рыжиков
Председатель Первичной Профсоюзной Организации «Драматического театра им. Н.В. Гоголя» А.М. Перелякина
Бывшие работники ДК «ЗИЛ» М.А. Озолина, А.А. Озолин, Н.М. Новожилов, Т.Ю. Коновалова, Е.В. Макарова, Л.Я. Смысловская, Г.Н. Кешишьян, Л.П. Виноградова, Р.Г. Ерошкина
Бывший работник Музея Маяковского Д. Тоньшина.