Московскому троллейбусу – 80 лет!
Сегодня, когда в целях избежания транспортного коллапса в мегаполисах необходимость развития наземного общественного транспорта становится все более очевидной, хотелось бы обратиться к опыту решения транспортных проблем в Советской Москве. В ноябре мы отмечаем 80-летие появления на улицах нашего города троллейбуса.
Справедливости ради следует отметить, что первые троллейбусы появились еще в начале 1880-х годов в Германии. Что касается Москвы, то идея организации в ней троллейбусного движения впервые была высказана в 1924 году. Однако до ее реализации дело так и не дошло. Основной причиной стало плохое состояние дорожного покрытия: московские улицы тогда были преимущественно булыжными, а кое-где и вообще грунтовыми.
В конце 20-х – начале 30-х годов в столице строилось много фабрик и заводов. Росло городское население. Рабочие, расселившиеся из фабрично-заводских слободок по всей территории города, должны были получить возможность подъезда к местам приложения труда. Повышение социально-культурного уровня москвичей также повлекло за собой увеличение перевозок к учебным заведениям, клубам, магазинам, кинотеатрам.
На июньском (1931 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) было принято постановление «О состоянии городского хозяйства Москвы и развитии городского хозяйства СССР», которое предписывало развитие в Москве общественного транспорта: автобуса, троллейбуса и метрополитена.
«Безрельсовый трамвай», как называли тогда в СССР троллейбус, решено было впервые пустить на отрезке Ленинградского шоссе между Белорусским вокзалом и Всехсвятским проездом. Летом 1933 года здесь развернулся монтаж двухпроводной контактной сети, тогда как сами троллейбусы изготавливались совместными усилиями ярославского и московских заводов под общим руководством Научно-исследовательского автотракторного института (НАТИ).
5 ноября 1933 года машина совершила пробный рейс, причем в салоне занимали места партийные и хозяйственные руководители города во главе с Н.С. Хрущевым, первым секретарем Московского городского комитета ВКП(б). Эта и несколько последовавших опытных поездок прошли вполне успешно, и 15 ноября 1933 года первый троллейбусный маршрут в стране уже принял обычных пассажиров. Так в Москве началось регулярное движение троллейбусов.
«… В 11 часов 15 минут утра троллейбус вышел из гаража, находившегося во Всехсвятском проезде. Он шел в свой первый рейс. На передней стороне троллейбуса – никелированная доска с надписью: «Подарок XVI годовщинеОктября от рабочих, инженерно-технических работников и служащих Автозавода имени Сталина, завода «Динамо», Ярославского завода и НАТИ», – писала «Рабочая Москва» 16 ноября 1933 года.
Уже 15 января следующего года первая троллейбусная линия получила продолжение до центральной площади Революции. Четвертый Всесоюзный трамвайный съезд, проходивший в мае 1934 года в Ленинграде, рекомендовал широкое внедрение троллейбуса как альтернативы уже не только автобусу, но и трамваю, особенно в стесненных центральных кварталах крупнейших городов.
Новые, бесшумные, «экологически чистые», как сказали бы теперь, и притом довольно вместительные машины очень полюбились москвичам.
Апофеозом предвоенного «наступления на трамвай» явилось завершенное в марте 1937 года переоборудование трамвайного депо имени Н.Э. Баумана (бывшего Рязанского) во Второй троллейбусный парк.
К 1950 году общее число городских и пригородных маршрутов автобуса достигло 55, а троллейбусных – цифры 54!