Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » » Зачем нужен вопрос о поддержке или не поддержке политики московских властей в области столичного образования

Зачем нужен вопрос о поддержке или не поддержке политики московских властей в области столичного образования

Зачем нужен вопрос о поддержке или не поддержке политики московских властей в области столичного образованияВ столичном образовании прошла вся моя жизнь – это 15 лет обучения в столичных школе и вузе и 40 лет в образовательных учреждениях. Я начинала в техникуме лаборантом, работала в школе, педучилище, вузах, методическом окружном центре, Министерстве просвещения СССР и в Российской академии образования. У меня сотни выученных мною учеников в школе, кандидаты и доктора наук, учителя и методисты, широкие профессиональные связи. По последней сфере научной деятельности я — социальный прогнозист в области воспитания подрастающих поколений. И я хочу объяснить вам позицию московских коммунистов, добивающихся вопроса о поддержке или не поддержке происходящих реорганизаций в столичном образовательном пространстве.

Уничтожение столичного образования, которое происходит последние пять лет, приведёт к катастрофическим последствиям, ликвидировать которые придётся усилиями сотен тысяч людей, потребует огромных средств и времени. После того, как мы очутились в другой стране с начала 90-х годов прошлого века, прошло 25 лет. У социологов – это одно поколение. Падают самолёты и ракеты, рушатся только что построенные дома, аквапарки и торговые центры, тонут суда, горят торфяники, захлёбываются в наводнениях и при сбросах вод из резервуаров сотни людей – и мы полагаем, что это роковая случайность? Нет, это страшная закономерность. Кроме стремления извлечь прибыль из всего, что только возможно, есть ещё фактор непрофессионализма. Мы все подвергаем опасности свою жизнь из-за людей, которые не умеют строить дома, лечить болезни, делать прочные дороги, ремонтировать сооружения и механизмы, словом, из-за того, что в самостоятельную профессиональную жизнь вступают плохо обученные и социально безответственные люди. В Москве руководство образованием осуществляют люди, которые образование рассматривают как инструмент получения доходов с этой расходной части бюджета.

Педагогическая общественность Москвы, родители, общественные организации, и я в том числе, всячески пытались бороться с Департаментом образования, планомерно уничтожающим столичное образование. Вот, например, только маленькая часть этой борьбы.

Из письма педагогов Московского Шереметьевского кадетского корпуса (52 подписи) СВАО:

«Кампания по созданию многопрофильных многофункциональных центров проводится по личной инициативе И.И.Калины. Ни Программа «Столичное образование 2012-2016», ни федеральные программы развития образования, ни майские указы Президента 2012 года не предусматривают массовое объединение действующих образовательных учреждений. В городе «сливается» всё подряд, механически и бездумно: техникумы с коррекционными детскими садами, школы для детей с девиантным поведением с лицеями для одарённых учеников и вечерними школами, кадетские корпуса с общеобразовательными школами. В Москве отсутствует нормативная база для принятия решений в области образования. Многие решения принимаются без обсуждения с родительской и педагогической общественностью». Проблема в том, что этот кадетский корпус, уникальное образовательное учреждение, слито со школой с углублённым изучением английского языка №1381 и фактически перестало существовать, поскольку оставлен 1 класс, как и ещё одна школа №762.

В марте 2015 года по моей просьбе Заместитель Председателя Мосгордумы коммунист Николай Губенко направил на имя Министра Правительства Москвы И.И.Калины запросы на актуальные темы столичного образования. Получен ответ за его подписью от 25 марта 2015 г. о направлении информации по поставленным вопросам с приложением на 8 л.

Вот эти вопросы и ответы на них.

1. Неоправданно быстрое принятие решения о написании выпускниками общеобразовательных школ сочинения в условиях, когда каждый вуз будет создавать свою критериальную систему оценок за экзаменационное сочинение, извлеченное из архива, размноженное для нескольких приёмных комиссий, вероятно, заверенное нотариусом, создаст уже в этом году сложности и проблемы для школьников и их родителей, для вузов и школ. Для многих эти сложности станут судьбоносными, ибо не позволят в должной мере подготовиться и соответственно нарушат жизненные планы молодых людей, связанные с выбором профессии. Какие меры будут приняты Московским департаментом образования для разрешения данной коллизии в интересах учащихся? Возможно ли отменить учёт оценки за сочинение на вступительных экзаменах в московских вузах в 2015 году?

Ответ: Да, так и будет. Всё правильно.

То есть вузы сами решат, сколько тебе поставить за школьное выпускное сочинение, писать которое тебя никто не учил ни разу. Сколько захотят, столько и поставят.

2. В московской системе профтехобразования выпускники московских школ, не имеющие московской регистрации, могут обучаться только на платной основе, как было разъяснено в августе 2014 года в связи с обращением Общественного консультативного совета при Мосгордуме по поводу Алексея Парасочки, поступившего в московский колледж градостроительства и сервиса №38 на основе договора на оказание образовательных услуг стоимостью 120000 рублей за учебный год (в июле называлась сумма в 80000 рублей). Несмотря на оплату всего комплекса «образовательных услуг», ему не выплачивается стипендия, не предоставляется питание. Такое же положение дел у всех учащихся московских образовательных учреждений системы профтехобразования. Правомерно ли это?

Если «подушевое финансирование», выделяемое на московских учащихся учреждений профтехобразования, не позволяет обучать выпускников московских школ с регистрацией Московской области, тогда почему за обучение в школах детей, не имеющих московской регистрации, плата не берётся?

Возникает вопрос о поражении в правах граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное образование согласно Конституции РФ и Федерального закона об образовании одного уровня для граждан РФ. В действующем законодательстве ничего не сказано о связи регистрации по месту жительства и права на образование.

Ответ: Да, так и есть. Всё правильно. Деньги брать будем, а кормить, давать учебники и платить стипендию – не будем.

3. В связи с предупреждением родителям на собраниях руководством лицеев и колледжей Москвы о некоем списке рабочих специальностей, по которым в следующем году будет закрыто бюджетное (бесплатное) обучение, просим предоставить список таких рабочих специальностей, по которым в Москве будет только платное (договорное) обучение. Также просим разъяснить, как Департамент намерен поступить с теми учащимися, которые уже учатся на эти специальности на бюджетной основе.

Разъяснение: список со 150 рабочими специальностями сокращён до 50, остальные 100 с этого учебного года станут только платными, например, обучение на парикмахера, часовщика, словом, те специальности, которые выбирают дети из небогатых московских семей, чтобы побыстрее начать зарабатывать самостоятельно).

Ответ: Общая цифра приёма граждан на обучение на 2015-2016 учебный год составила 17650 человек. Контрольные цифры утверждены приказом от 27.02.2015 №69. Более подробная информация размещена на сайтах интересующих профессиональных образовательных организаций. То есть – знаем, но не скажем – дождитесь сентября.

4. В настоящее время в разные структуры поступают жалобы родителей на введение платы за пребывание школьников в группе продлённого дня. В некоторых школах появились платные группы «по присмотру и уходу за детьми» взамен исчезнувших групп продлённого дня. Просим сообщить, на сколько групп продлённого дня и детей в них стало меньше в сравнении с предыдущими учебными годами (2012-2013 гг. и 2013-2014 гг.) и сколько групп по «присмотру и уходу» появилось в московских школах. Какова плата за пребывание в них? Каким образом решается вопрос о замене одних групп другими на платной основе в московских школах?

Ответ: При установлении платы соблюдены требования законодательства РФ об образовании.

5. Просим представить динамику выделения бюджетных мест в ясельные группы московских дошкольных образовательных учреждений за последние три года (2012-2013-2014), в соотношении с их заполнением по параметрам: выделено-заполнено.

Разъяснение: о манипулировании очередью в ясли, чтобы сократить места, поскольку стоимость их высока.

Ответ: до трех лет – на 90%, а ведь отрапортовано, что очереди нет. Но на вопрос прямой цифры – выделено – заполнено – ответ не дан. Значит, этим 90% грош цена.

6. Департамент образования является исполнителем ряда мероприятий по программе Москвы «Безопасный город». В связи с исключительной опасностью молодёжного экстремизма и того внимания, которое московские отделения политических партий уделяют вопросам противодействия этому негативному явлению, просим предоставить материалы по исполнению программы «Безопасный город» за предыдущий период образовательным комплексом Москвы.

Ответ: Выполнены в полном объеме (см. приложение). Смотрим: лекции, беседы, родительские собрания. Сколько получил Департамент образования на эту вот, с позволения сказать, работу? А всего на 2012-2016 (2018) гг. выделено 190 мрд. руб. На одну из четырех подпрограмм по профилактике правонарушений – каждый год от 15 до 20 млрд. руб. Сколько стоила бюджету работа с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, состоящая из лекций и бесед? Нет ответа. В то же время каждый шестой московский школьник вовлечён в сферу влияния экстремистских организаций и групп и только 20% московской молодёжи считают правильным способом решения сложных социальных проблем и конфликтов обращение к закону. И вот на этом фоне столичный департамент предлагает перейти к свободному посещению занятий для старшеклассников и учащихся колледжей. Может, вообще детей – за ворота, а учителей – в отпуск без сохранения содержания?

Безумные новации в области содержания образования путём перекраивания школьных программ, немыслимые стандарты образования и требования к учителям и преподавателям, которых заставляют писать десятки программ, чему их никто не учил и что всегда делали специально обученные люди за отдельные деньги, меняющиеся требования к квалификационным испытаниям выпускников, не подходящие к реалиям страны. Болонская система вузовского образования, увольнение из вузов наиболее квалифицированных преподавателей, докторов и профессоров с заменой их менее квалифицированными (им меньше можно платить), разгром отечественной науки, учителя-гастарбайтеры в московских школах, чудовищная разница в десятки раз в оплате руководителей образовательных учреждений и преподавателей, разгром методических служб, сокращение в школах психологов, социальных педагогов, дефектологов, угроза ликвидации дополнительного внешкольного образования – это и многое другое осознать, проанализировать в совокупности могут немногие. Но многие могут понять и увидеть, как дорого стало образование детей, как много ресурсов надо потратить семье, чтобы обеспечить ребёнку достойное место в обществе.

Как социальный прогнозист, имеющий дело с цифрами и трендами, я утверждаю, что если реформирование образования пойдёт в русле и логике начатого, к 2050 году в стране останется 50 млн. человек. И страна окончательно потеряет вес в мире и независимость. Многие дети уедут за границу, там дешевле и качественнее образование, больше заработок, спокойнее жизнь. А с оставшимися мы перестанем платить пенсии по старости, потеряем все спорные территории, отдадим иностранцам в концессии месторождения и перестанем позиционироваться как великая страна и великий народ.

Пора спросить у граждан: согласны ли они с политикой московских властей в области образования? Именно этот вопрос, предложенный коммунистами Москвы, я считаю назревшим и необходимым.

Любовь Никитина,

доктор педагогических наук,

профессор

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: