Семейное образование: казнить нельзя помиловать
6 февраля прошел «круглый стол», посвященный семейному образованию. Он был организован редакцией газеты «Правда Москвы» совместно с Московским городским отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад». В нем приняли участие родители, врачи, педагоги, представители силовых структур, занятые воспитанием молодого поколения. Вели заседание председатель городского отделения Движения депутат Мосгордумы Владимир Святошенко и главный редактор газеты «Правда Москвы» Юлия Михайлова.
Человек наделен от природы не определенным набором способностей, свойств ума, воли и характера, а лишь их задатками. Чтобы вырастить гармоничную и всесторонне развитую личность, надо развивать и развивать эти задатки. Упорно и планомерно. А для этого необходима система, включающая в себя три компонента: умственное и физическое воспитание и техническое обучение.
О такой системе образования мечтали в прошлых веках многие великие мыслители: Томмазо Кампанелла, Роберт Оуэн, Карл Маркс. Виделась она им исключительно в форме общественной организации воспитания. А первым их требованием было запрещение детского труда. Советская власть первой на деле отменила эксплуатацию детей. Ввела начальное, семилетнее, среднее и, наконец, высшее бесплатное образование. Но наступили 90-е годы. Началась интенсивная распродажа всего и вся: заводов и фабрик, детей и душ людей.
И даже самое лучшее в мире образование вдруг пришлось не ко двору нуворишам. В 1992 году младореформаторы воскресили и узаконили систему домашнего обучения – самую архаическую форму получения образования. Отовсюду слышались возгласы: «Ах, Аристотель на дому обучал Александра Македонского. Ах, Лев Толстой давал сыновьям шесть иностранных языков, а дочерям – пять». Умолчали, правда, о том, что для приглашения в наставники со всей Европы иноязычных гувернеров и гувернанток надо быть царем Филиппом II или на худой случай небедным графом.
Не каждый может позволить себе организацию семейного образования для своих детей. Семей, выбравших домашнее образование, в стране порядка 100 тысяч человек, в Москве – около 2500. Точных цифр нет.
Суть семейного образования проста: ребенок занимается дома – с родителями или репетиторами. Цель подобного обучения – дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Причины, по которым родители забирают детей учиться домой, разные. Чаще всего родители ссылаются на негативное влияние школы и на недостаточно высокий профессиональный уровень преподавателей, утверждая, что уровень знания предметов, изученных дома, намного выше. Порой причиной является слабое здоровье ребенка (даже по официальным данным, доля страдающих различными недугами детей год от года увеличивается).
А для того, чтобы держать под контролем качество получаемых ребенком дома знаний, дважды или трижды в год ему предлагалось пройти в одной из столичных школ, к которой он был прикреплен, промежуточную аттестацию и сдать экзамены по всем предметам. К тому же в Москве, в отличие от большинства других регионов, семьи получали компенсацию за детей, обучающихся дома – от 80 до 120 тысяч рублей в год.
Новый закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября 2013 года, поставил судьбу семейного образования под вопрос. Ребят открепляют от школ, вынуждая родителей писать заявления с просьбами об их отчислении. Директора ряда школ отказывают в компенсациях, ссылаясь на методические рекомендации Департамента образования Москвы, разосланные в школы в сентябре. В рекомендациях как раз и сказано об исключении ребенка, обучающегося по форме семейного образования. Однако, как утверждают родители, эти рекомендации не являются нормативным актом, никого ни к чему не обязывают и не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но директора школ приняли их к исполнению. Новых договоров с родителями о семейном образовании в школе сейчас не заключают. А старые – потеряли силу. Фактически детей принуждают вернуться к очной форме обучения.
Что ж, взглянем со стороны родителей на семейное образование. Как идет воспитание при домашнем обучении? Некоторые родители объединяются и организуют домашние школы, где учат детей сами: один – математике, другой – литературе, третий – физике… Особенно часто это практикуется среди тех интеллигентов, которые уехали жить за город. Появились также «Образовательные центры». Это не школы, они не имеют права принимать экзамены, они лишь дают моральную, юридическую и информационную поддержку детям и родителям. Своеобразный консультационный платный куст преподавателей. Считается, что уровень знаний детей, получающих семейное образование, оказывается намного выше, чем обычных школьников, поскольку родители могут регулировать ежедневные нагрузки и режим ребенка; что у детей, находящихся на семейном обучении, остается гораздо больше времени на кружки, секции, студии и прочие дополнительные занятия.
Выступает одна из мам. Она считает, что при семейной форме обучения вся ответственность за то, как ребенок учится, лежит исключительно на родителях. Да, каждый такой ребенок прикреплен к какой-нибудь школе. Но школа только оценивает переводные контрольные работы и экзамены. По итогам этих испытаний ученик переводится из класса в класс.
Сказать, что учить ребенка своими силами трудно – значит ничего не сказать. Если мама легко может заменить первую учительницу, то взять на себя в старших классах все предметы она, как правило, не в состоянии. И папа часто не помощник. Поэтому приходится ездить в консультационный образовательный центр два раза в неделю. И платить за консультации и занятия. Так что родители не в восторге от нового закона, лишающего их материальной поддержки.
На «круглом столе» выступали не только родители. Свою точку зрения высказали бабушки, папы и мамы, преподаватели средней школы, убежденные, что сформировать разностороннюю личность, полноценного члена общества можно только в коллективе. По мнению многих, господствующий класс в целях манипулирования огромными массами людей старается сделать нас разобщенными. В том числе и путем отрыва от школы, от коллектива, даже через семейное образование.
Так, мама и бабушка, врач-нейрохирург Елена Павлова считает, что семейное образование – это еще один шаг к уничтожению школы, особенно советской. Мир вступил в стадию информационных войн. И одна из битв идет именно в школе. Ни для кого не секрет, что всем хочется вернуться в советскую школу. Но, к сожалению, ее добивают. Вот родители и стараются спрятаться от реальной действительности в «норке» семейного образования.
Но есть и третий взгляд на проблему «семейного образования». Его высказал генерал-лейтенант Борис Тарасов, автор замечательной книги о Ленинграде «Блокада в моей судьбе». Он привел пример из истории русско-японской войны 1904-1905 годов. После взятия Порт-Артура японцы провели опрос русских военнопленных. Выяснилось, что более 70% из них расписываются крестиками. Это показатель грамотности населения царского самодержавия. Поэтому современная школа – величайшее достижение советской власти. И школу надо всеми силами защищать. Как ребенка нельзя полностью держать в тепличных, домашних условия, так и нельзя его воспитывать исключительно в интернате или детском доме. Школа и есть та золотая середина, выработанная человечеством за долгие века.
А кризис в системе образования – это продолжение системного кризиса в экономике. Происходит рост недовольства и тут, и там. Экономику переводят на частнособственнические капиталистические рельсы уже третье десятилетие. Почему образование должно остаться в стороне? Пониженные культурные и образовательные стандарты должны быть обязательны для всех тех, кто не попадает в верхний, господствующий класс. Отсюда и шараханья буржуазной власти, и новый ущемляющий родителей закон. Все никак не могут «правильно» установить образовательный капкан.
Вывод один. Если возмущенные родители смогут собраться единым фронтом, призовут в помощь общественные и религиозные организации, депутатов, КПРФ, можно будет отстоять выстраданную семейную форму образования детей. Ту, которую они считают лучшей.