«Булгария»: итог непомерной жадности власти
10 июля исполняется ровно два года, как затонул в Куйбышевском водохранилище теплоход «Булгария». Эта трагедия стала еще одним страшным доказательством ужасающе низкого уровня ответственности и исполнительской дисциплины руководителей российских бизнес-структур.
Сейчас уже не остается сомнений в том, что трагедии можно было избежать. Почти сразу же после гибели судна было установлено, что «Булгария» находилась в удручающем состоянии. Построенная еще в 1955 году, она находилась в эксплуатации, несмотря на то, что имела серьезные неполадки в механизме.
Еще за несколько дней до трагедии на судне не работал левый главный дизель-генератор. Помимо этого, в свой последний рейс «Булгария» отправилась, имея крен на правый борт (что впоследствии и стало причиной столь быстрого потопления судна). Впрочем, арестованная сразу после трагедии директор фирмы-субарендатора судна «АргоРечТур» Светлана Инякина полностью отрицала факт того, что наклон судна является отклонением от нормы: «Булгария» так выглядела всегда. Ничего криминального в этом нет. И в 2007 году она была такой. Все было хорошо», – заявила она прессе год назад, когда расследование дела еще продолжалось.
Однако, допросив около тысячи свидетелей и проведя десятки различных экспертиз, следователи пришли к выводу, что трагедия произошла из-за человеческой лени, жадности и коррупции. Ведь именно жадность подтолкнула владельцев судна выйти в рейс, несмотря на неблагоприятные погодные условия. Та же алчность побудила не оставаться в порту – ведь за каждый час стоянки надо платить. Судна уходят в прибрежную зону, а оттуда уже в порт. Именно поэтому и «Булгария» должна была прийти в порт позже положенного на два часа. Впрочем, даже это, по словам Инякиной, «нормальная практика». И потому, несмотря на штормовое предупреждение, судно покинуло порт.
Еще одним примером неуемной жадности владельцев судна явилось то, что перестроенный ради большей пассажировместимости трюм настолько изобиловал перегородками, что из него не смогли выбраться дети, находящиеся в музыкальном зале. В итоге 28 малышей погибли. Всего же произошедшая на Волге трагедия унесла жизни 122 человек.
Имели место и другие нарушения. Так, судно покинуло порт с незадраенными иллюминаторами, что явилось преступной халатностью экипажа – при повороте налево судно еще больше наклонилось на правый борт, и вода полилась в открытые иллюминаторы. Внутренние помещения так быстро оказались затоплены, что сигнал бедствия не успели передать в радиоэфир.
Мимо тонущей «Булгарии» прошли три судна, но лишь третье, теплоход «Арабелла» под управлением капитана Романа Лизалина, оказало помощь и развернуло спасательную операцию. Это также в очередной раз доказало, что неполадки у нас в стране не только с механизмами, но и с человечностью...
Трагедия, произошедшая с «Булгарией», стала печальной страницей современной истории России. Уголовное дело, заведенное сразу же после крушения, не закрыто до сих пор.