Западный порт: предписано умереть?
Многие европейские государства активно используют возможность перевозки грузов по водным путям. Ведь водный транспорт помогает разгрузить улично-дорожную сеть, снизить нагрузку на экологию города. Водный транспорт мог бы помочь и в решении многих проблем с поставкой грузов и в Москву. Почему-то никто не хочет задуматься о том, что речной транспорт – это самый экологический, самый экономически выгодный вид транспорта – любое сухогрузное судно заменяет 10-15 больших фур, которые ежедневно приходят в Москву. Напротив, похоже, что власти города намерены окончательно расправиться с остатками водных транспортных путей.
В советские времена Западный, Южный и Северный порты являлись частью большой воднотранспортной системы города. Московский Западный порт был построен в 1933-1937 годах и успешно работал семь десятков лет. Начало конца пришлось на сентябрь 2004 года. На отстой были поставлены 16 судов, несколько сданы на металлолом, началось сокращение сотрудников. Под предлогом реорганизации и так называемого «возрождения» порта было создано ОАО «Порт-Сити», а от ГУП «Московский Западный порт» осталось одно название. На сегодня канал состоит из 240 объектов. Из двадцати трех судов десять находятся в аварийном состоянии. Несколько лет за сохранение порта вместе с его работниками борются коммунисты. Но пока видимых результатов нет: предприятие не востребовано, суда находятся в аварийном состоянии, люди месяцами не получают зарплату.
25 декабря в Мосгордуме фракция КПРФ провела заседание рабочей группы по обсуждению ситуации вокруг Московского Западного порта. В ней приняли участие депутат Мосгордумы Владимир Святошенко, сопредседатель Комитета защиты прав граждан Сергей Селиванкин, сотрудники ГУП «МЗП», представители профильных департаментов Правительства Москвы.
Открывая заседание, Владимир Святошенко напомнил, что история этого вопроса уже довольно длительна. Но конкретных решений пока, к сожалению, не последовало, – посетовал депутат.
Директор Государственного унитарного предприятия ГУП «МЗП» Андрей Исаев подчеркнул трагичность сложившейся ситуации. На балансе предприятия находятся портальные краны, флот, который с 2006 года не эксплуатируется, а стоит на отстое у причальной стенки и требует капитального ремонта. Теоретически есть возможность эксплуатации того имущества, которое осталось в ГУПе. Но для того, чтобы завести этот механизм и задействовать ту небольшую горстку людей, которые еще охраняют этот флот, необходимы финансовые средства. «Мы неоднократно обращались в Департамент транспорта и Департамент имущества столицы с просьбой оказать нам помощь, но пока что никаких шагов в данном направлении власти не предприняли, – поясняет он, наши сотрудники не получают зарплату на протяжении семи месяцев. И впредь работать бесплатно, я думаю, вряд ли кто-то согласится».Так, работники караванной службы уже сообщили, что их терпение закончилось.
«Я не представляю, что будет твориться, когда суда начнут тонуть. Кто будет их спасать и откачивать воду? Ситуация просто критическая. Я готов подать сигнал SOS, – посетовал Исаев, – наша задача – не допустить потери флота, его погружения в акватории порта. Это приведет к загрязнению акватории Москва-реки, и это повлечет за собой неотвратимые последствия, связанные с экологическим загрязнением. Я надеюсь, что руководство города, в частности, мэр, услышит нас и вмешается».
Заместитель председателя профкома ГУП «МЗП» Алексей Александров рассказал, что ещё в 2004 году Западный порт закончил финансовый год с 80 миллионами чистой прибыли, однако 2005 год начал с 78 миллионами убытков. «Подобная ситуация не могла сложиться за пять минут. Это и есть преднамеренное банкротство. Дальше начались еще худшие времена. Все, что было сделано руководством Департамента транспорта, Департамента имущества, было направлено на ликвидацию предприятия любыми путями», – отметил он.
Далее слово было предоставлено сотрудникам департаментов.
В вопросе помощи чиновники оказались непреклонны. Так, представитель Департамента транспорта города Москвы Антон Дьячков отметил, что выделение финансирования без основополагающих документов невозможно. «Мы не можем из государственного «кармана» вытащить деньги и просто отдать их в никуда, без оснований. Департамент заинтересован в том, чтобы речная отрасль жила и развивалась, но, к сожалению, давать деньги предприятию, которое хочет «умереть» и руководителем которого не предпринимаются шаги по его «оздоровлению», мы не можем. Если господин Исаев не сможет с этим справиться, будет назначен другой руководитель предприятия», – резюмировал чиновник.
Представитель департамента финансов Наталья Леонова, несмотря на кажущееся желание поддержать коллектив, также развела руками и уточнила, что помощи стоит ждать только от Департамента транспорта во главе с Максимом Ликсутовым: «На 2013 год бюджет уже сформирован, утвержден».
В завершении встречи депутат Владимир Алексеевич Святошенко отметил, что коммунисты держат эту тему на контроле и выразил надежду, что представители департаментов услышали чаяния коллектива ГУП «МЗП», а встреча с руководителем департамента транспорта Максимом Ликсутовым принесет результат.