Необходимо объединять усилия с профессиональным сообществом
Все чаще москвичам приходится сталкиваться с угрозой реализации в их городе не до конца продуманных, «сырых» градостроительных решений. Такую оценку им дают не только жители столицы, но и представители профессионального сообщества.
Очередное заседание Совета по градостроительному развитию СМА, состоявшееся 4 апреля, было посвящено рассмотрению проектов прокладки третьего контура московского метро на северо-востоке Москвы и размещению транспортно-пересадочного узла на ул. Космонавтов.
Заслуженный архитектор России Зоя Васильевна Харитонова убеждена в низкой эффективности дорогостоящего строительства нового кольца метрополитена: при прохождении его через Сокольники или Красносельскую, менее чем в двух км от главного кольца, почти 4 млн. москвичей по-прежнему останутся без метро. А предполагаемый открытый способ его прокладки приведет к гибели знаменитой аллеи, ведущей к входу в парк. Новая линия куда более необходима в срединной зоне, на юге города, на расстоянии 8 – 9 километров от существующего кольца, ее можно проложить вдоль Окружной железной дороги в виде лёгкой или наземной линии метро. Предложения докладчика поддержали члены Совета, депутаты местного совета Сокольников, участники инициативной группы. На заседании предполагалось услышать встречные аргументы от разработчиков проекта, но, к сожалению, на приглашение авторам участвовать в заседании, посланное на имя директора НИПИ Генплана Москвы, никто не отозвался. Что касается ТПУ, то устройство транспортно-пересадочного узла на улице Космонавтов, с площадками для разворотов и отстоя в расчете на 18 автобусных маршрутов, включая 10 загородных в 21 м от жилого дома, очевидно противоречит санитарным нормам, значительно усилит загазованность участка и усложнит транспортную ситуацию. После обсуждения Совет решил поддержать требования жителей о его переносе.
В заключительном слове заместитель председателя Совета по градостроительному развитию СМА Марк Гурари отметил, что в перенаселенном городе проводить какие-либо работы очень сложно. Но разработчики проектных решений почему-то упорно стремятся следовать по устоявшемуся вектору, по простейшему пути «затыкания дыр». Например – сложился крупный транспортный узел у станции ВДНХ, так на него и дальше будут продолжать «навешивать» новые функции, вплоть до обслуживания загородных автобусов. Когда-то эта станция была конечной для общественного наземного транспорта, маршрут которых пролегал к отдаленным районам Москвы и ряду областных городов. Сегодня линии метро продлили почти до МКАД, однако тысячи пассажиров и посетителей ВВЦ вынуждены простаивать в «пробках» – пешеходных, у эскалатора и автомобильных. Тщательный расчет, рассредоточение маршрутов по более свободным станциям здесь необходимы.
Очевидно и преимущество использования Окружной железной дороги для прокладки метро. Но выводить его нужно на более свободные станции – такие, как «Ботанический сад». Ну а там, где новый контур пересечет Ярославскую железную дорогу, близ платформы Северянин, устроить еще одну станцию метро, перехватывающую многотысячные потоки пассажиров с электричек Ярославского направления. Такое перераспределение нагрузок по узловым точкам, создание единой сбалансированной сети, обязательно комплексной – подключая к метро железные дороги, наземный транспорт, скоростной трамвай, любые будущие чудеса транспортной техники – необходимый шаг для выхода из транспортного кризиса.
Хочется еще раз обратить внимание на то, что поиск оптимального решения в условиях повсеместной перегрузки города возможен лишь при объединении усилий. Совет по градостроительному развитию призывает городские власти к плодотворному сотрудничеству с архитектурной общественностью, позволяющему переводить возникающие социальные конфликты в конструктивное русло профессионального поиска.
Нашему городу, всем москвичам нужна постоянная дискуссионная площадка, нужен постоянный Совет из независимых экспертов, имеющих богатый опыт реальных градостроительных разработок, которыми в достаточной степени располагает Союз московских архитекторов.
Итоги заседания Совета уже получили определенный резонанс. Так, газета «Известия» от 9 апреля сообщила, что старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова поддержала инициативу столичных архитекторов.