Финансовые тайны Центробанка России
Никакое хозяйство, кроме самого первобытного, не может обойтись без особого товара, выполняющего роль всеобщего эквивалента, – денег. Не важно, какие это деньги: золотые, медные, бумажные, электронные или шкурки пушных зверей. А так как деньги являются всеобщим экономическим эквивалентом, то ими пытаются завладеть всеми правдами и неправдами. Основателю всем известного банкирского дома Ротшильдов приписывают следующую фразу: «Дайте мне контроль над выпуском денег в государстве, и мне плевать, кто будет писать его законы». Коротко и ясно.
Нас, конечно, интересует не семейство Ротшильдов, а финансовые дела в России. Особенно то, кто выпускает у нас деньги. И здесь явно присутствует какой-то непорядок. Почти каждый день мы слышим про инфляцию, про рост цен, про увеличение стоимости кредитов, про уменьшение процентов по банковским вкладам, что не может не настораживать. Специалисты говорят ещё яснее: Центральный банк России являет собой филиал Федеральной Резервной системы США. Главными претензиями к его политике называют высокую процентную ставку по кредитам и сжатие денежной массы в стране. Но, оказывается, российский Центробанк всё делает на законных основаниях, а никак не подпольными методами. Чтоб в этом убедиться, стоит почитать длинный и нудный документ под названием Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ, принятый в 2002 году.
Вот и интересующие нас статьи.
Статья 18. Совет директоров (Банка России. – ред.) выполняет следующие функции:
9) принимает решения об изменении процентных ставок Банка России».
Речь здесь идёт, главным образом, о так называемой ключевой ставке Банка России – процентной ставке, по которой ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам в долг на одну неделю. Если представить, что Центробанк – это фабрика денег, то она даёт произведённые деньги под определённый процент (по «оптовой цене») другим банкам, которые в свою очередь, дают третьим банкам или предприятиям кредиты под более высокие проценты (по «розничной цене»).
Эта ставка в России в 2013 году была 5,5%, в 2014 году сначала выросла до 7,5%, в декабре того же года взлетела до 17% (якобы для того, чтобы прекратить дальнейшее падение рубля и снизить инфляцию, которая всё растёт и растёт), потом опустилась, и с августа 2015 году составляет 11%. Цифры – ошеломляющие.
Если Центробанк дал коммерческому банку кредит под 11%, то тот в свою очередь даст заводу, крестьянскому хозяйству, любому другому предприятию кредит под процент, больший, чем 11%, – иначе банк останется без дохода. А предприятие должно иметь эффективность ещё большую!
И какая отрасль у нас имеет такую рентабельность, если, конечно, не рассматривать криминальный сектор? Оказывается, только добыча различных полезных ископаемых (26-40%), химическое производство – 19,6%, металлургия – 14,6%, отчасти деревообработка – 11,5%. Всё остальное заведомо ниже 11%: текстильная и швейная промышленность – 8,6%, электротехническая и электронная промышленность – 7,1%, машиностроение – 5,5%, металлообработка – 5,3%, кожевенно-обувная отрасль – 3,5%. Для них даже 7,5 почти невыносимый процент. Ведь редко, когда предприятие обходится без заёмных средств, особенно при расширении производства. Где, в каких школах экономики учат такому маразматическому ведению финансов? Аналогичные ставки по кредитам в Китае составляют около 5,5%, в США – 4,75%, в Мексике – 3%, в Австралии – 2,25%, Англии – 0,5%, Японии – 0,1%, в Европейском центральном банке (центральный банк зоны евро) – 0,05%. Но ни 7, ни 10, ни тем более 11%, как в России. Говорить при таких условиях о развитии отечественной промышленности, об импортозамещении – всё равно, что ехать на автомобиле с квадратными колёсами. При нынешнем раскладе в России действительно рентабельны только добыча и первичная переработка.
Статья 42. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Объём денежной массы напрямую связан с монетизацией экономики – важным показателем, вокруг которого ведутся бесконечные баталии. Монетизация экономики – это отношение количества денег (всех – наличных и безналичных) – к объёму валового внутреннего продукта. Помнится, в своё время В.В.Путин обещал удвоить ВВП в два раза к 2010 году.
2010 год давно позади, об обещании, понятное дело, власти давно забыли. Но, оказывается, что недостаточно только произвести много-много товаров и услуг – нужно под них выпустить необходимое количество денег. Иначе при дефиците денег эти товары никто купить не сможет. Все окажутся друг другу должны, но ни у кого не будет денег по той причине, что они, деньги, отсутствуют в принципе. Ситуацию усугубляет и повышение процентных ставок Центробанка по кредитам. Итак, казалось бы, что проще – деньги напечатать? Не скажите: смотря кто выпускает в стране деньги – вспомним сразу высказывание старины Ротшильда. Уровень монетизации экономики в России составляет примерно 45% (32,11 трлн. рублей денежной массы на 1 января 2015 года к 70,98 трлн. рублей ВВП за 2014 год). Причём с 2012 года монетизация российской экономики даже уменьшилась – тогда она составляла 51,5%. В то же время уровень монетизации в 2012 году в Японии составлял 241,2% от уровня ВВП, в Китае – 187,6%, Германии – 173,3%, Австралии – 102,8%, США – 86,8%, Бразилии – 80,8%, Индии – 76,3%.
Это же исключительное право на денежную эмиссию закреплено за Центробанком в статье 75 Конституции РФ, принятой в 1993 году, т.е. в том самом году, когда в центре Москвы был расстрелян Верховный Совет. До этого Банк России был подотчётен Верховному Совету. Как вы понимаете, два этих обстоятельства тесно связаны между собой.
Поэтому когда патриотически настроенные экономисты говорят, что Центробанк душит отечественную экономику непомерно высокими кредитами при крайне ограниченной денежной массе, это нисколько не преувеличение. Правда, нужно сразу ответить на вопрос: откуда же ноги растут у такой политики, кто позволяет Центробанку принимать такие заведомо вредные для отечественной экономики решения? Ответ содержится в том же законе №86-ФЗ:
Статья 1. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вы всё поняли? Это означает, что Банк России есть государство в государстве, которое никому не подчиняется, а в лучшем случае чисто формально отчитывается. На совершенно законной основе.
Но хотя бы Председатель Банка России назначается не из-за границы, спросите вы, – а наш местный, российский? Да, это так:
Статья 5. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
Таким образом, кандидаты на высокую должность Председателя Банка России появляются в руководящем кресле опять же не шпионскими методами, а с высочайшего одобрения. Потом их утверждает карманная Госдума, чтобы потом этот Председатель, по сути дела, творил произвол в финансовой сфере, никому формально не подчиняясь.
Как известно, на эту должность в 2013 году была назначена Эльвира Набиуллина. Эта дама, родом из города Уфы (а ещё член КПСС с 1985 года), вот уже лет 20 вращается в высших эшелонах власти. А до того в её карьере был один примечательный штрих: в стенах аспирантуры экономического факультета МГУ она тесно общалась с известным персонажем ещё ельцинского разлива Евгением Ясиным. В 90-е годы Ясин активно ломал отечественную экономику в должностях руководителя рабочей группы при Председателе Правительства РФ, занимаясь разработкой экономических «реформ», министра экономики, министра без портфеля по экономическим вопросам. Разумеется, вступил в партию «Союз Правых Сил», а ещё с 2000 года возглавляет фонд «Либеральная миссия». Про Эльвиру Сахипзадовну этот махровый либерал высказался предельно ясно: «Я рад считать Набиуллину моей ученицей, думаю, что это очень талантливая и хорошая ученица...». И как же на столь высокий пост, как Председатель Банка России, мог быть назначен человек со столь сомнительным прошлым? Ведь уже на горизонте замаячила новая холодная война с западными «партнёрами», уже заговорили о разоблачении пятой колонны и о «поднятии с колен» нашей страны. Видимо, мы не так уж много знаем о том, что в реальности связывает тех людей во власти, кого условно называют «державниками», и тех, про кого давно известно, что они либералы.
Алексей Рушников