Платные парковки: игра не стоит свеч
С 2012 года парковки принесли в столичный бюджет более 4 млрд рублей. В октябрьском отчете о работе за пять лет Собянин заявил, что положительный эффект от их введения полностью окупил политические, финансовые и организационные издержки. Так ли это на самом деле?
На сайте московского паркинга регулярно обновляется сумма средств, собранных «за платную парковку и переданных на благоустройство». Отчитываются до рубля – по данным на 12 ноября, проект «Московское парковочное пространство» пополнил столичный бюджет на 4 872 951 465 рублей. Если вспомнить о том, как все начиналось, цифра впечатляет.
А начиналось все с того, что за полтора месяца до конца 2012 года парковка стала платной на 21 улице в центре Москвы. В двадцатых числах декабря посчитали доход – вышло всего около 5,5 млн рублей – и признали проект удачным и достойным продолжения. Тогда глава департамента транспорта Максим Ликсутов уверял, что платными парковочные места будут только в пределах Бульварного кольца – и год спустя забыл о своих словах. Также были забыты все обещания московского правительства не устраивать платных парковок за пределами Третьего транспортного кольца: с 10 октября приходится раскошеливаться за стоянки на 95 улицах вне ТТК.
Москвичи возмущены обманом и подобным «эффективным менеджментом». Петицию против платных парковок подписали более 21 тысячи человек. По данным «Авто Mail.Ru», 75% столичных водителей – против расширения зоны платной парковки. Еще больше, чем расширение зоны платной парковки, опрошенных не устраивает её стоимость – 85% считают, что она завышена. Но даже задранные донельзя тарифы не окупают расходов на организацию платных парковок. По данным РБК за декабрь 2014 года, за время существования платных парковок из городского бюджета на этот проект выделили более 16 млрд рублей. Сейчас к этой цифре можно смело прибавить еще несколько миллиардов. Столичный бюджет с 2015 по 2017 год планирует получить от платных парковок почти 17 млрд, но затраты за это время, по оценкам М24, превысят эту сумму на 2 млрд рублей.
На организации парковочного пространства наживается множество подрядчиков: поставщики паркоматов и эвакуаторов, разработчики программного обеспечения, обслуживающие организации для парковок… Отдельная статья расходов – PR-кампания проекта. На то, чтобы убедить москвичей, какое это для них счастье – парковаться за деньги, структуры дептранса только за 2013-2014 годы потратили более 410 млн рублей.
Частники выигрывают тендеры на миллионы рублей, а государство не очень-то и следит за тем, куда из бюджета утекают громадные суммы. Например, на старте проекта были заключены контракты с несколькими предпринимателями и ФГУП «СВЭКО» ФСО РФ на поставку и установку 15 519 датчиков, более 80 базовых станций и 131 информационное табло общей стоимостью более 800 млн рублей (с учетом расходов, которые возникли позднее). Но оборудование, увы, оказалось неработоспособным: как заключили эксперты, датчики были сделаны из рук вон плохо и не соответствовали техническому заданию. Щедрое ГКУ «АМПП» (администратор московского парковочного пространства) не стало требовать возмещения убытков от подрядчиков – оштрафовало всего лишь на 500 тысяч рублей за просрочку устранения замечаний. А потом многие из датчиков попросту выкинули на помойку, когда ремонтировали дороги в центре Москвы в рамках проекта «Моя улица».
С той же легкостью власти отдают деньги москвичей компаниям ООО «МосГорЛогистик» и ООО «Сервис-Интегратор», которые занимаются эвакуацией машин, припаркованных в неположенном месте. Нарушители платят за парковку в неположенном месте (от 500 до 5000 рублей) и за эвакуацию на штраф-стоянку (от 3000 до 27000), при этом второй штраф идет частникам. Владельцу легковой машины с двигателем от 80 до 250 лошадиных сил (а на таких по Москве ездят чаще всего) придется выложить 5 тысяч рублей, притом, что средняя стоимость эвакуации такого же автомобиля по столице – около 2-2,5 тысяч рублей. Почему москвичи должны переплачивать неким ООО «СервисИнтегратор» и ООО «Мосгорлогистик»? Кстати, сумма контакта с первой организацией составляет 1,7 млрд рублей, со второй – 3,7 млрд рублей.
Очевидно, что с таким «ответственным» подходом проект платных парковок абсолютно невыгоден и убыточен для Москвы. А получать прибыль, оказывается, и не планировалось! «У нас нет задачи заработать на парковке. Правительство Москвы приняло специальное постановление: все деньги, которые поступают от парковки, идут в тот район, в котором они получены, – успокаивает горожан Ликсутов. – Все расходы, связанные с обслуживанием парковочной системы, город компенсирует отдельной строкой бюджета – на содержание ГКУ «АМПП».
Выходит, что налоги граждан тратят на то, чтобы изымать деньги у них же. За платные парковки приходится раскошеливаться не только автомобилистам, но и пешеходам – их налоги тоже уходят в карманы недобросовестных подрядчиков и безответственных чиновников.
Мария Михалева