Однажды после войны
1984 год, конец июня месяца. Неожиданно мне, тогда доценту МИИТа, сообщают, что с 1-го по 10-е июля я должен руководить практикой наших студентов в железнодорожном узле связи г. Минска. Приезжаю в Минск, иду в гостиницу. Там мне говорят, что ни в одной гостинице мест нет, так как 3 июля – День города, 40 лет освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. Эта неожиданная новость, как током, ударила меня, так как моментально всплыло в памяти все то, о чём я старался не вспоминать все эти 40 лет. С ноября 1943 года я был семилетним узником фашистского лагеря на улице Провиантской оккупированного г. Минска. Там я пробыл более полугода, где от ужасных условий умирали маленькие дети. Умерли и мои два брата и сестра в возрасте от одного до трёх лет. И всё это закончилось именно 3 июля 1944 года, когда я первым из жителей Минска встречал наши танки, шедшие освобождать Минск по Советской улице. В этот радостный и солнечный день я два раза попал под вражеские бомбёжки и остался живым, хотя совсем близко от меня погибали люди. А ночью с 3-го по 4-е июля бомба попала в землянку возле ул. Фрунзе, куда нас не приняли из-за ее перенаселённости. Тоже повезло.
Я устроился в общежитии Технологического института, где во время практики проживали наши студенты. Устроился, а вечером, выходя из здания, встретил генерал-лейтенанта А.С. Бурдейного, заходившего в этот дом. Герой Советского Союза А.С. Бурдейный в 1944 г. был генерал-майором и командовал вторым танковым корпусом, освобождавшим Минск. Танк из его корпуса под командованием полковника Д.Г.Фроликова первым ворвался в Минск и теперь стоит на пьедестале почёта в парке, где 3 июля мне повезло при бомбёжке.
Оказывается, прибывшие из разных городов танкисты – освободители Минска в эти праздничные дни собирались в здании Технологического института. Это была очередная неожиданность для меня: вторая встреча с ними через 40 лет. Я познакомился с ними, побеседовал. Один танкист, коренной минчанин по фамилии Белькевич, рассказал, что буквально перед освобождением Минска немцы расстреляли его сестру. Танкисты собирались на парад и митинг на площади Победы. Я решил тоже там присутствовать. Прибыл, но пройти не могу, так как нет пропуска.
Неожиданно для себя я обратился к офицеру и солдатам внутренних войск (ВВ), охранявшим входы на площадь Победы: «Товарищи военные, я первым из жителей Минска семилетним мальчиком встречал наши танки, шедшие освобождать Минск вон оттуда», – и я показал в сторону двух обгоревших кирпичных домов на Советской улице, которые ещё оставались тогда такими. И продолжал: «В Минске сегодня я случайно, и в такой юбилейный день, очень значимый для меня, прошу пропустить на площадь Победы». И меня пропустили.
Я подошёл к трибуне, на которой были руководители Минска, почётные гости: Герои Советского Союза генералы Бурдейный, Фроликов и др. Рядом с трибуной стояли гражданские, но со звёздами Героев. Невольно вспомнил всех своих родственников по линии отца и матери, воевавших на фронте. Портрет дяди Васи (В.Н.Волкова) висит в музее г. Рогачёва как Героя, командира авиаполка дальней бомбардировочной авиации. Ещё меня удивило и то, что вновь созданная площадь Победы начинается у речки, через которую в этом месте ранее был мост, рядом с которым была наша землянка, где мы прятались от бомбёжек. Это была окраина города и опаснейшее место, так как мосты бомбили первыми.
После митинга было гуляние по проспекту Ленина, украшенному портретами героев, освобождавших Минск. Через день состоялась экскурсия в деревню Хатынь. Там в 1943 г. гитлеровские каратели сожгли заживо 149 человек, половина из которых были дети. Многие деревни оккупированной Белоруссии имели судьбу, похожую на хатынскую. В частности, д. Леоновка Оршанского района Витебской обл., куда меня доставили к деду в 1941 г. после ухода отца на фронт. Эта деревня была сожжена в 1943 г. дотла, все 70 дворов, за помощь партизанам Заслонова, взрывавшим немецкие поезда. Жителей нашей деревни хотели вначале сжечь, как в Хатыни, но в последний момент передумали, и нас погнали в Германию. Однако в Минске нас задержали более чем на полгода, вплоть до 3 июля 1944 года.
После войны я оказался в детдоме г. Мосты Гродненской области. Этот детдом был создан в 1945 г. специально для детей, чьи родители погибли в Великой Отечественной войне. Поэтому он назывался спецдетдомом. Там оказались дети, возвращённые из Германии с вытатуированными номерами на руках, отчего меня судьба уберегла, дети из Польши, где был Освенцим, много детей из деревень Гродненской области, чьи родители были расстреляны немцами за помощь партизанам. И никто из них никогда не делился своим горем. Все хотели поскорее забыть о нём. Шефами нашего спецдетдома были герои- сталинградцы 8-й Гвардейской Армии генерала В.И Чуйкова, Героя Советского Союза, дислоцировавшейся тогда в ГДР. Шефы нас не забывали, навещали, и мы гордились ими, и были благодарны всем воинам Красной Армии, освободившим нас от немецко-фашистских захватчиков. День Победы, 9 мая – самый радостный для нас праздник.
Как правило, ребят в детдоме содержали до 14 лет, а потом они шли учиться рабочим специальностям. Многие сразу уходили работать на заводы разных городов, на строительство железных дорог, а позже – поднимать целину. Так начиналась самостоятельная жизнь детей войны, родители которых с нее не вернулись.
А.А.Волков,
доктор технических наук,
бывший несовершеннолетний узник фашистских лагерей
ОТ РЕДАКЦИИ: Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Детям, чье детство выпало на годы самой страшной мировой войны, посвящено это стихотворение. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях – вот что стало уделом сотен тысяч детей. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, самоотверженным трудом приближая победу. Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках. Мы должны помнить своих героев!
Мальчик из села Поповки
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
С. Я. Маршак