ВЧК на защите Советской власти
«Чекист должен иметь горячее сердце, холодную голову и чистые руки».
«Тот, кто станет жестоким и чье сердце останется бесчувственным по отношению к заключенным, должен уйти отсюда. Здесь, как ни в каком другом месте, нужно быть добрым и благородным».
Ф.Э. Дзержинский
Интервенция Антанты изначально носила скрытый характер, выражаясь в политической и финансовой поддержке, в организации антисоветских мятежей. Когда стало ясно, что российские капиталисты и помещики сами не в силах справиться с социалистической революцией – это побудило Антанту послать войска против Советской России.
Войска Англии, Франции, США и Японии находились на окраинах Советской России. Была захвачена огромная часть страны. Занята почти вся территория Урала и Сибири — хлебные и сырьевые районы. Интервенты и белогвардейцы стремились овладеть Средним Поволжьем, соединить восточные, северные и южные силы контрреволюции, создать на Средней Волге основной плацдарм для наступления на Москву.
Вражеская агентура развернула в советском тылу широкую подрывную деятельность, стремясь нанести удар Советской власти в ее главных, жизненных центрах. В короткий срок возникли многочисленные подпольные организации, все они финансировались иностранными империалистами, их деятельность координировалась и направлялась шпионами Антанты, нередко занимавшими официальные дипломатические посты.
16 июля 1918 года была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией на Восточном внутреннем фронте с непосредственным подчинением ей комиссий по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Советах прифронтовой полосы, был подписан декрет о создании советской пограничной охраны. На пограничные чрезвычайные комиссии возлагалась охрана государственной безопасности, борьба с контрабандой.
В условиях войны возникла необходимость в создании специальных отделов ВЧК для более успешной, планомерной борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем на железных дорогах.
В это тяжелое время особенно ярко проявились качества первого чекиста Ф.Э. Дзержинского, бесстрашного солдата великих боев. Совместно с В.И. Лениным продумывались необходимые мероприятия по охране тыла, предупреждению контрреволюционных выступлений в районах действий Красной Армии против интервентов.
Международная буржуазия и ее агентура внутри страны стали на путь террора против видных деятелей партии большевиков. 20 июня 1918 года в Петрограде был убит В. Володарский, 30 августа — председатель Петроградской чрезвычайной комиссии М.С. Урицкий. Убийцы действовали по заданию англо-французских дипломатов.
Как только стало известно об убийстве Урицкого, Феликс Эдмундович немедленно выехал в Петроград. Не успел он начать следствие, как пришло известие, что вечером 30 августа в Москве совершено злодейское покушение на жизнь Владимира Ильича Ленина. По окончании митинга на заводе эсерка Каплан, выполняя задание ЦК партии эсеров, пытаясь убить Владимира Ильича, сделала в него три выстрела.
Беспредельным был гнев, охвативший всех трудовых людей страны Советов. «На белый террор врагов рабоче-крестьянской власти, — говорилось в постановлении ВЦИК,— рабочие и крестьяне ответят массовым красным террором против буржуазии и ее агентов». Империалистические правительства и пресса развернули в связи с объявлением красного террора клеветническую кампанию против Советского государства, старательно замалчивая, что к суровым мерам борьбы Советская власть перешла в силу необходимости и лишь после того, как сами империалисты начали вооруженную интервенцию, а внутренняя контрреволюция развязала гражданскую войну. Американский писатель, очевидец событий Октября, Альберт Рис Вильяме отмечал: «Эта революция была почти полностью бескровной, до тех пор, пока пули убийц не ранили Ленина, и не началась иностранная интервенция». В ночь с 31 августа на 1 сентября 1918 года ВЧК арестовала организаторов и участников крупнейшего антисоветского заговора, известного под названием заговора Локкарта, или заговора послов.
Ф.Э. Дзержинский следующим образом охарактеризовал это дело: «В так называемом деле Локкарта выяснилось, что представители Англии, Америки и Франции имели широкие сети своей агентуры, в задачи которой входил не только шпионаж, но и борьба с Советской властью. Борьба эта выражалась в дезорганизации сил молодой Республики, особенно Красной Армии, в поджоге продовольственных складов, взрыве мостов и снарядов и многих тому подобных преступлениях».
Заговорщики рассчитывали путем подкупов и провокаций поднять против Советской власти отдельные части Красной Армии в Москве, привлечь на свою сторону латышских стрелков, охранявших Кремль, использовать их для свержения Советского правительства. Удалось арестовать и участвовавших в заговоре белогвардейцев, связанных с английским посольством в Петрограде.
Шифры, список агентов, шпионские донесения и другие материалы обнаружила ВЧК в процессе следствия. Среди документов, изъятых ВЧК, оказалось и письмо корреспондента французской буржуазной газеты Репе Маршана тогдашнему президенту Франции Пуанкаре, в котором сообщалось о подготовке английской разведкой в России взрыва железнодорожного моста через реку Волхов и Череповецкого моста. Эта диверсия обрекла бы Питер на голод. В руки Советской власти попал огромный материал о шпионской и диверсионной деятельности иностранных разведок. Выяснилось, что звеньями раскрытого заговора были восстание чехословацкого корпуса, мятеж в Ярославле, выступление левых эсеров, убийство Урицкого и Володарского, покушение на жизнь В.И. Ленина.
Той же осенью 1918 года были раскрыты и ликвидированы контрреволюционные заговоры во многих других городах и районах страны.
Феликс Эдмундович впоследствии справедливо отмечал, что красный террор нельзя приравнять даже к «маленькой капле» белого террора, «когда вешали рабочих целыми тысячами, вешали только потому, что они рабочие».
В начале 1919 года Феликс Эдмундович по решению ЦК партии выехал на Восточный фронт. Армия Колчака в союзе с интервентами, стремясь сорвать наступление Красной Армии на Южном фронте, решила нанести Советской России удар на Северном участке Восточного фронта, соединиться с английскими и американскими войсками и совместно с ними двинуться на Москву.
Колчаковцы, продвигаясь на Пермском направлении, охватили полукольцом части Красной Армии, защищавшей подступы к Перми, и 24—25 декабря 1918 года захватили город. Части противника быстро продвигались вперед, создавая реальную угрозу всему Восточному фронту.
Меры, принятые Центральным Комитетом и Советом Обороны, привели к упрочению положения на Восточном фронте. В январе 1919 года части фронта перешли в наступление.
К весне 1919 года армии белогвардейцев и интервентов насчитывали более миллиона человек. Неоднократно вражеские войска подходили к жизненным центрам страны, и это сразу приводило к активизации внутренней контрреволюции.
14 марта пленум ЦК РКП(б) по докладу Дзержинского принял решение об объявлении ряда местностей, в которых были подняты восстания, на военном положении. 30 марта 1919 года Феликс Эдмундович по совместительству с должностью председателя ВЧК был назначен народным комиссаром внутренних дел и стал заниматься милицией и уголовным розыском. Непрерывным потоком направляли империалисты Антанты оружие, боеприпасы, снаряжение белогвардейским армиям Колчака, Деникина, Юденича, отрядам интервентов в Туркестане и Архангельске.
Наступление против наших войск на Восточном фронте весной 1919 года развернулось одновременно с подготовкой белогвардейских восстаний внутри страны.
По заданию англичан белогвардейцы предприняли попытку взорвать водопровод в Петрограде. ВЧК раскрыла этот план в последний момент, когда диверсантам уже удалось сосредоточить в подвале водопроводной станции взрывчатку. На следующий день «Известия» опубликовали предупреждение председателя ВЧК: «Во имя спасения Петрограда и Москвы от голода, во имя спасения сотен и тысяч невинных жертв, Всероссийская Чрезвычайная комиссия принуждена будет принять самые суровые меры наказания против всех, кто будет причастен к белогвардейским выступлениям и попыткам вооруженного восстания».
В первой половине мая 1919 года начали наступление на Петроград армии Юденича и Родзянко. Петроградский фронт стал одним из самых важных фронтов республики. Партия приняла решительные меры по организации обороны города.
21 мая Центральный Комитет призвал партийные, советские и профсоюзные организация мобилизовать все силы для защиты Петрограда, над которым нависла серьезная угроза.
В эти тревожные дни неутомимо работали чекисты, вылавливая шпионов, нащупывая нити новых заговоров. Была установлена связь заговорщиков с крупным английским шпионом Полем Дюксом, с некоторыми посольствами и миссиями капиталистических стран. 13 июня 1919 года в гарнизонах фортов Красная Горка, Серая Лошадь и Обручев вспыхнул мятеж, подготовленный агентами Антанты. Мятежники открыли огонь по Кронштадту. Против изменников были срочно приняты решительные меры. Созданный для подавления мятежа отряд при поддержке Балтийского флота атаковал форты. Мятежники были разгромлены. В самом Петрограде, куда тянулись нити заговора, производились обыски особняков и буржуазных квартир. Удалось изъять огромное количество оружия и боеприпасов, 4 тысячи винтовок, около 142 тысяч патронов, револьверы, станковые пулеметы, ручные гранаты, взрывчатку. Много оружия было найдено в иностранных посольствах и консульствах.
Партия проводила громадную работу, чтобы дать отпор врагу. Был создан Комитет обороны Московского укрепленного района, одним из его руководителей стал Дзержинский.
Продолжение в следующем номере.