Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » У истоков индустриализации

У истоков индустриализации

У истоков индустриализации«Вести экономическое строительство нужно под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование… широко внедрить в производство достижения научно-технического прогресса. Если эта работа не будет вестись, нам угрожает закрытие наших заводов и рабство заграничному капиталу.... Дело авиастроения надо поставить во что бы то ни стало на крепкие ноги... Развитие тракторостроения, сельскохозяйственного машиностроения. Производство металлоизделий для нужд бытового потребления –  наша главная задача... Если мы теперь деревянная, лапотная Россия, то мы должны стать металлической Россией».

Солдатская шинель, суровый облик, железный щит советской власти – таким Феликс Дзержинский предстает перед нами на полотнах картин, кадрах фотохроник. Но есть у него и другая ипостась – менее известная. Дзержинский – хозяйственник. Дзержинский – предтеча индустриализации страны. Дзержинский – одухотворенный взгляд в прекрасное коммунистическое будущее.

1921 год. 14 апреля. По предложению В. И. Ленина Дзержинский назначен народным комиссаром путей сообщения, оставаясь на посту руководителя ВЧК.

На транспорте положение близкое к катастрофе. Ходят редкие поезда. Разрушено четыре тысячи мостов, выведена из строя половина паровозного парка страны, количество вагонов уменьшилось в три раза. Трудовая дисциплина расшатана, процветает взяточничество и хищение грузов. На железных дорогах рукотворные пробки и хаос. Аппарат железной дороги засорен саботажниками. Враги Советской власти делают ставку на транспортную разруху. Они предсказывают, что Советской России никогда не справиться с развалом ключевой отрасли. Мстительно пророчат падение Советской власти через месяц-два.

И в это непростое время Дзержинский берется за восстановление полноценной работы парализованного и агонизирующего железнодорожного хозяйства. Шпалы, вагоны, топливо, технический регламент, кадры, паровозные депо – здесь решается судьба Республики Советов. Через два месяца сверхнапряженной работы и бессонных ночей у Дзержинского готова программа выхода из кризиса. Он, профессиональный революционер, – понял и освоил сложную специфику работы отрасли. Графики движения, капитальный и средний ремонт, коэффициент износа, коммерческая и техническая скорости, плечо перевозки – язык техники и промышленности стал его языком. Реорганизован громоздкий аппарат министерства. На работу вернулись 100 тысяч железнодорожников и водников. Восстановлены крупные мосты через Днепр в Киеве и у Черкасс, через Северный Донец у станции Лиман, через Южный Буг у Николаева. Пламенный революционер запускает по транспортным артериям страны живую кровь отремонтированных составов.

В январе 1922 года Дзержинский во главе экспедиции из 40 человек по решению ЦК выезжает в Сибирь. В Поволжье – голод. Продовольствие Сибири приобретет величайшее значение для судьбы страны. Для вывоза в центральные районы страны подготовлено 23 млн. пудов хлеба и до 1,5 млн. пудов мяса. Ежесуточно необходимо отправлять 228 вагонов, а отправляется только 30. При этом 2583 вагона не используются по назначению. Поезд Дзержинского превращается в передвижной штаб, вводится военное положение на 19 железнодорожных станциях: Омск, Ачинск, Барнаул, Красноярск, Зима, Иркутск и других. Составляются десятки продовольственных маршрутов. Уже к марту 1922 года в Сибири ежесуточно грузилось и отправлялось по 200 вагонов с хлебом и другими продуктами.

После поездки Дзержинского на дороги Сибири «Правда» писала, что сибирский опыт дает твердую уверенность в том, что транспортное хозяйство Советская республика сумеет наладить самостоятельно и что никаких «варягов» для этой цели призывать не придется. Сам Дзержинский подчеркивал нелепость разговоров о возможности сдачи железных дорог в эксплуатацию иностранному капиталу. Государственный подход. Сегодня же госсобственность в РЖД размыта и словно в насмешку мы закупаем скоростные поезда в Швейцарии, а колесные пары в Китае.

1924 год. 2 февраля. Дзержинский утвержден Председателем ВСНХ СССР. В стране миллион безработных. Инфляция. Кому в такое время обычно поручаются самые ответственные задания? Тому, кто доказал своей предыдущей успешной работой умение организовать себя и соратников, кто сумел подчинить свою и чужую волю великой цели.

Владимир Ильич в затруднительных случаях, когда то или иное дело не клеилось, говаривал: «Ну, надо, значит, поручить Дзержинскому — он сделает».

Лучший критерий в любом деле – сухие цифры. В 1925 году у Дзержинского, Председателя ВСНХ, прирост в госпромышленности составил 60 %. Не то сейчас. У нынешнего правительства с «эффективными менеджерами»-ворами и казнокрадами только и слышишь – нулевой или отрицательный рост. А как иначе? Вороватая сырьевая экономика – и соответствующая ей терминология.

Обычно началом индустриализации принято считать 1929 год. Но она началась раньше – при Дзержинском. На его годы приходятся восстановление и бурный рост промышленности. На гребне поднимающегося народного хозяйства в 1924-1926 годах стоял великий революционер. Закладка новой технической базы, повышение производительности труда, борьба за режим экономии – именно он первым взялся за это дело. Наряду с вопросом о единстве государственной промышленности Дзержинский ставит вопрос об овладении торговым аппаратом и о борьбе с частным капиталом.

Он делится с соратниками по партии некоторыми мыслями о том, как, по его мнению, должно быть построено управление ВСНХ. Посещает предприятия, просматривает десятки книг, изучает технологию различных производств. Теперь его главная забота – индустриализация страны.

При Дзержинском было проведено сокращение разбухшего аппарата ВСНХ, пересмотрена целесообразность существования каждого отдела, упразднены ненужные звенья. «Специалисты-производственники должны быть на производстве, а не в канцелярии», – говорил он.

Грамотно, как политэконом, он подходил к вопросу зависимости заработной платы от роста производительности труда, к определению основы производства средств производства – к металлургии. Создать ее прочную базу – значит освободить государство от необходимости ввозить машины из-за границы, считал Дзержинский.

СССР в то время – небольшой островок в окружении капиталистических хищников. Чтобы отстоять свою независимость, нужна была победа на экономическом фронте. Большевики понимали это. Дзержинский развертывает перед ЦК грандиозный для того времени перспективный план развития промышленности. Он считал, что без знаний, без помощи инженерно-технического персонала, без поддержки науки, страна будет обречена на то, что «буржуазная заграница» всегда ее будет бить.

Вот и бьют сегодня санкциями и кнутом-долларом буржуазную Россию, где действующие не во благо страны управленцы останавливают собственные заводы.

Время торопит. Дзержинский направляет главное внимание ВСНХ на развитие машиностроения, энергетики, судостроения, паровозостроения, каменноугольной промышленности, приближение новых строек к источникам дешевой водной энергии, к сырьевым и топливным районам. «На тракторостроение надо обратить максимум внимания, – говорил он. – Создать свое машиностроение». По инициативе Дзержинского началось строительство тракторного завода на Волге. Дзержинский предложил расторгнуть договор с немецкой фирмой «Юнкере» и наладить собственное производство самолетов, поскольку считал, что собственная промышленность – основа социалистического строительства. Только в ее росте он видел гарантию построения социализма в отдельно взятой стране.

1926 год. Дзержинский жестко формулирует задачу ВСНХ: «вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование». «Пока у нас не будет наших стальных машин по последнему слову науки, нам придется перебиваться с капусты на квас»,– говорит он.

Он, отстаивающий линию партии на индустриализацию страны, верил в силу партии и рабочего класса. В 1991 году СССР занимал в мире нишу в 20% мирового промышленного производства. В ней была и доля труда Феликса Эдмундовича Дзержинского, пламенного революционера, человека непреклонной воли, кристально чистого большевика и рыцаря Революции.

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 2
Читать другие новости по теме: