Революционное наследие Великого Октября и задачи КПРФ
Выступление Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на мартовском 2015 года Пленуме ЦК (Фрагмент).
За нами — правда истории
Капитализм реакционен, лишен исторической перспективы. Приписывая социализму собственные пороки, он порождает злобные мифы, выдает черное за белое, белое – за черное. Для апологетов капитализма антисоветизм – это средство самозащиты, самооправдания и самоспасения. Их агрессия против исторической памяти о свершениях Советской эпохи закономерна. Она необходима, чтобы перекроить социалистическое национальное сознание в буржуазное.
Уже в 1918 году в «Письме к американским рабочим» Ленин ярко вскрыл двойные стандарты буржуазной пропаганды: «Обвиняют нас в разрушениях, созданных нашей революцией. И кто же обвинители? Прихвостни… той самой буржуазии, которая за четыре года империалистской войны, разрушив почти всю европейскую культуру, довела Европу до варварства, до одичания, до голода. Эта буржуазия теперь требует от нас, чтобы мы делали революцию… не с людьми, одичавшими от войны. О, как гуманна и справедлива эта буржуазия! Ее слуги обвиняют нас в терроре… Террор был справедлив и законен, когда он применялся буржуазией… против феодалов. Террор стал чудовищен и преступен, когда его дерзнули применять рабочие и беднейшие крестьяне… в интересах свержения всякого эксплуататорского меньшинства».
Наши противники вопят о гражданской войне, развязанной большевиками. Но факты — вещь упрямая. 12 марта 1918 года «Известия ВЦИК» публикуют статью Ленина «Главная задача наших дней». Задача эта была поставлена так: «Добиться во что бы то ни стало, чтобы Русь перестала быть убогой и бессильной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей и обильной». Так где здесь хоть слово о гражданской войне?
Большевистский вождь ставит исключительно созидательную задачу. И он мог поставить ее потому, что «мы в несколько недель, свергнув буржуазию, победили ее открытое сопротивление в гражданской войне. Мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны».
Так вот: гражданская война, которую начали большевики, закончилась за несколько недель! Кровопролитной оказалась совсем другая война. Та, к которой приложили руку 14 буржуазных государств. Уже в ноябре 1917 г. Антанта собрала совещание в Яссах для выработки плана войны на юге России.
В годы интервенции и Гражданской войны буржуазия и помещики направо и налево продавали национальные интересы, лишь бы вернуть утраченную власть. Нынешние антисоветчики об этом умалчивают. Эта правда невыгодна ни либералам, ни носителям белогвардейского патриотизма. Им и сегодня режет глаза беспощадная ленинская объективность. В грозовом 1918 году Ленин писал: «Мы не боимся наших ошибок. От того, что началась революция, люди не стали святыми. Безошибочно сделать революцию не могут трудящиеся классы, которые веками угнетались, …зажимались в тиски нищеты, невежества, одичания… Убитый капитализм гниет, разлагается среди нас, заражая воздух миазмами, отравляя нашу жизнь…».
Ленинская правда развеивает миф о сокрытии большевиками драм и трагедий революции. Изучение истории Великого Октября и советского времени по трудам Ленина и Сталина, обучение этому стремящейся к истине молодежи — эти задачи мы обязаны решать деятельно и настойчиво.
Да, история великих революций указывала на опасность гражданской войны. Но Ленин делал все, чтобы ее избежать. Его «Апрельские тезисы» обосновали возможность мирного перехода власти от Временного буржуазного правительства к Советам. В такой возможности он был уверен вплоть до середины 1917 года. После расстрела 4 июля мирной демонстрации в Петрограде все изменилось. Но и в этих условиях Ленин не сдается. В сентябре 1917 года он пишет, что, если есть хотя бы «один шанс из ста», чтобы избежать гражданской войны, им необходимо воспользоваться.
С победой Октябрьской революции в нашей стране была установлена диктатура пролетариата в форме Советов. Она стала властью громадного большинства и решила выдающуюся задачу сбережения народа. В самый тяжелый момент Гражданской войны Ленин произнес слова, актуальные и сегодня: «Если мы спасем трудящегося, спасем главную производительную силу человечества – рабочего – мы все вернем, но мы погибнем, если не сумеем спасти его». Советская власть спасла рабочего, восстановила утраченное, создала могучую индустриальную державу. Этот факт великой созидательной силы нам нужно сделать достоянием массового сознания.
Силу преображения России тонко чувствовали современники. В 1919 году английский философ Бертран Рассел писал: «Даже в нынешних условиях в России можно почувствовать воодушевление, вызванное основными идеями коммунизма, идеями созидательной надежды, ставящими цель покончить с несправедливостью, тиранией и насилием, которые мешают духовному росту человека... Эта надежда помогла лучшим из коммунистов вынести тяжелые годы, через которые прошла Россия, воодушевив весь мир… Потерпит ли неудачу или будет развиваться русский коммунизм, но коммунизм в целом не умрет».
Для КПРФ «задача момента» — это спасение трудящегося, будь то рабочий или инженер, крестьянин или учитель. Об этом мы помним, когда боремся против приватизации и банкротства предприятий, когда бьемся за пересмотр Трудового, Земельного, Жилищного кодексов, когда противодействуем разрушению системы образования и погрому в Академии наук, когда добивались принятия закона о промышленной политике. Все это — мирные формы политической борьбы. И они должны быть умножены!
КПРФ, несомненно, за то, чтобы осуществить революционное преобразование страны мирными средствами. Борьба с капиталом приобретает немирный характер в ответ на его же агрессивность, на его переход к массовым репрессиям. Компартия как пролетарский авангард должна быть готова и к такому развитию событий. Способность точно соотносить особенности ситуации и формы борьбы с капиталом — важнейший урок, который дала партия большевиков в революцию 1917 года.
Советская наука созидать
В конце своей жизни И.В. Сталин объяснил особую роль Советской власти двумя обстоятельствами: во-первых, она должна была «ликвидировать всякую эксплуатацию», а во-вторых, создать «новые социалистические формы хозяйствования». Как указывал В.И. Ленин: «Сама сущность перехода» от капитализма к социализму состоит в том, что «политические задачи занимают подчиненное значение к задачам экономическим».
В марте 1921 года X съезд РКП(б) принимает решение о переходе к новой экономической политике. Среди членов партии было немало тех, кто называл нэп губительным для революции отступлением. Но победа Ленина на съезде свидетельствовала: большинство коммунистов приняли идею о подчиненном значении политических задач к задачам экономическим.
Готовясь управлять страной, нам необходимо основательно изучать этот исторический опыт. Находятся любители проводить аналогию между ленинским нэпом и горбачевской перестройкой. Они делают это, чтобы дискредитировать определяющую роль государства в управлении экономикой. Но такие сопоставления абсолютно несостоятельны.
К 1921 г. положение молодой Советской Республики было отчаянным. В результате двух войн промышленное производство упало почти в пять раз. Жертвами военных действий, голода, эпидемий стали не менее 25 миллионов человек. На Дальнем Востоке еще хозяйничали японские интервенты и их белые пособники. На Кубани и на Дону, на Украине, в Поволжье и в Сибири бушевали кулацкие бунты. В Кронштадте вспыхнул антибольшевистский мятеж. Перед Советской властью стоял вопрос: кто кого?
В середине 1980-х годов состояние страны было принципиально иным. Мощный экономический, научно-технический и культурный потенциал превратил СССР в одну из ведущих стран мира. Так что нэп Советская власть использовала для спасения страны и наращивания ее потенциала. И роль государства в период нэпа не ослабевала, а усиливалась. Перестройка же обернулась разрушением страны.
Взяв на вооружение ленинские идеи, Сталин в 1925 году на XIV съезде ВКП(б) произнес: «Мы должны сделать нашу страну страной экономически самостоятельной, независимой, базирующейся на внутреннем рынке… Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы».
Цель создать индустриальную базу была достигнута. В 1922-1929 годах, к началу первой пятилетки, было построено более 2000 крупных промышленных предприятий. В 1932 г. британская «Файнэншл таймс» отмечала успехи СССР в машиностроении, автомобильной промышленности, производстве орудий и инструментов, а французская газета «Тан» писала: «СССР выиграл первый тур, индустриализуясь без помощи иностранного капитала».
У современных антикоммунистов есть все основания ненавидеть Советскую власть. На фоне героических прорывов ленинского и сталинского созидания бледно выглядят те, кто опустил Россию в долговую яму, вывез средства в офшоры, обескровил экономику, унизил и обобрал граждан.
За две первые сталинские пятилетки был создан чрезвычайно мощный потенциал. Производительность труда удвоилась. В 1937 году 80% промышленной продукции СССР производилось на новых предприятиях. Активно строились театры, кинотеатры, библиотеки, детские клубы, учреждения науки и образования. Американский писатель Теодор Драйзер в 1937 году писал: «Я особенно благодарен советской революции за то, что она впервые остро поставила в мировом масштабе вопрос об имущих и неимущих. Советский Союз в 1917 году начал великий поход в защиту неимущих. В этом – мировое значение и торжество марксизма… Обеспечить всем зажиточную и культурную жизнь, – вот урок, который советская революция преподает остальному человечеству».
Выстояв в страшной схватке с фашизмом, Советский Союз быстро восстановил экономику, разрушенные города и села. К 1952 году показатели строительства нового жилья выросли по сравнению с 1925 годом в 8 раз. Новых высот достигли наука и образование.
С уходом из жизни Сталина СССР потерял верного соратника Ленина, который в совершенстве владел марксизмом. Началось отступление от установки: решать экономические задачи, используя объективные законы развития общества. Стране дорого обошлось создание совнархозов вместо отраслевых министерств, передача колхозам машинно-тракторных станций и другие волюнтаристские решения Н.С. Хрущева.
При всех недостатках ЦК КПСС и Совет Министров СССР уделяли большое внимание управлению экономикой. В широких партийных кругах детально обсуждалась реформа 1965-1970 годов. В историю она вошла как косыгинская. В ходе ее проведения основная категория рыночного хозяйства – прибыль – стала рассматриваться как главный показатель эффективности работы предприятий. Абсолютизация этого фактора противоречила планомерности развития социалистической экономики.
Да, 1965-1970 годы ознаменовались высокими темпами роста валового общественного продукта: в среднем на 7,4% в год. Сказалось внедрение систем экономического стимулирования и материального поощрения. Однако стремление к прибыли не побуждало предприятия нести расходы на развитие, внедрение и освоение новой техники. Началось снижение динамики научно-технического прогресса. Эта проблема так и не была решена.
Создавать мощную социалистическую экономику было чрезвычайно сложно. Это делали люди колоссального интеллекта и высокой духовности — Ленин, Сталин и их соратники. В этом великом процессе участвовал весь народ. Рушили экономику СССР невежественные люди, не владевшие марксистско-ленинской теорией. Они были не способны освоить сложную систему управления и вывести страну на новый уровень развития.
Каждый коммунист должен хорошо усвоить: строительство социализма – это процесс и научно обоснованный, и научно управляемый. У социализма есть уникальная особенность – при условии знания законов общественного развития его созидатели могут существенно ускорять прогресс.
(Полностью выступление опубликовано на сайте www.kprf.ru).