Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Возвращаемся к советским традициям?

Возвращаемся к советским традициям?

 

В этом году Министерство культуры России учредило новую организацию – Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности. Любое новое – это, часто, хорошо забытое старое. Система гастролей наиболее эффективно работала в славное советское время. Московские театры, выезжавшие в другие города, во-первых, охватывали всю необъятную территорию Советского Союза, во-вторых, показывали до 50 процентов своего репертуара. Зритель периферии мог собственными глазами увидеть жемчужины-спектакли, любимых артистов.

В 90е годы развал СССР больно ударил по всему, в том числе и по культуре. Новоявленный капитал стал править бал. Великолепные стадионы, где бесплатно спортом занимались взрослые и дети, мгновенно превратились в грязные барахолки, кинотеатры – в салоны по продажам автомобилей. Казалось бы, театры избежали участи попасть под благотворительную «крышу» бандитов, но их постигла другая беда. Возможности творческого поиска у них резко «скукожились». Высокую планку искусства стало не так-то просто удерживать на самом верху. Всеядный буржуазный «рынок» заставил зарабатывать деньги, даже в той метрической системе человеческих ценностей, которая называется нравственностью. На целомудренной театральной ниве появились всякие «Гогольцентры», в которые с детьми не сходишь. Потому что там пошло, стыдно, позорно.

В 90е годы гастрольная деятельность театров резко упала, если не сказать начисто пропала. Но свято место пусто не бывает. Пустующая театральная ниша в регионах быстро заполнилась частником, «сборным» театром без площадки и устойчивой группы. В отсутствие дотируемых государством расходов театров во время их поездок по стране появилась частная инициатива (антреприза). Еще в девятнадцатом веке за кибиткой, укрытой шатром, шли «уличные» артисты и заучивали на ходу слова новой пьесы. На этом вся репетиция заканчивалась. Подобный «репертуарный» театр на скрипучих колесах не особо баловал художественными изысками и вечными темами добра и зла провинциальных зрителей. Поэтому годы после 90х это, в основном, годы, сплошного «чёса» в сфере культуры, на которые попадалась простодушная и доверчивая публика глубинки. Непритязательный зритель шел на манок веселой пьесы или на звучное имя и знакомое лицо на афише. Часто постановочная материальная часть многих спектаклей могла ограничиваться одним обшарпанным столом и колченогим стулом. Да, пожалуй, и сейчас, не только в глубинке, зритель идет на бывшее когда-то звездным знакомое «актерскокиношное» имя. Это и есть антреприза в несколько утрированном виде.

Одновременно с антрепризой появилось и меценатство. Некий меценат, лондонский сиделец, предлагал даже покупать для театра звездных актеров, как звезд-футболистов. Что-то у него не срослось. Должно быть, время крепостного права для актеров кануло в лету, только для футболистов осталось.

Министерство культуры в 2014 году решило поправить ситуацию с гастролями, потеснить антрепризу, «бескорыстных» меценатов и отправить московские театры с гастролями по стране.

В ТАСС 6 октября состоялась пресс-конференция, посвященная итогам этой программы, названной «Большие гастроли. Театральное лето России 2014». Министр культуры Владимир Мединский назвал несколько цифр: потрачено 240 миллионов рублей, на спектаклях, мастер-классах, пресс-конференциях, семинарах побывало не менее 300 тысяч человек. Он пообещал, что гастрольная практика продолжится и в следующем году, может быть, даже очередь дойдет до музыкальных театров.

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, вспоминал советскую практику: в кабинете высокого театрального начальника карта страны, как у маршала Жукова в годы войны, была истыкана флажками, кто куда поедет. И театры в то время отправляли с декорациями. Слава богу, произошло возрождение убитой деятельности.

Светлана Немоляева, народная артистка из театра им. Маяковского сказала, что она счастлива видеть, как возрождается гастрольная деятельность. Ее театр побывал в городе Кызыле республики Тыва, и в Хакасии, в Абакане. Незабываемые впечатления остались от Енисея, от юрт, в которых жили, от гостей шаманов.

На следующий год у Центра по поддержке гастрольной деятельности планов громадьё. Имеется проект по организации гастролей в закрытых городах, где расходы распределяются на паритетных началах: 50 процентов Минкультуры, 50 процентов – дотации Росатома.

Однако за победными реляциями сам собою напрашивается вопрос: почему в советское время организацией гастролей театров занимался один человек и справлялся, а сегодня необходимо для этого создавать раздутый неимоверно Федеральный центр? Почему рутинная работа и возрождение былого в небольшой доле выдается за блистательную победу? И третье, главное: а что везут на периферию?

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: