Дорогая моя столица...
Жить в Москве дорого. Это теперь знают все с самого раннего детства. Москва стала неким средоточием красивой жизни, о которой снимают третьесортные российские сериалы и о которой грезят хрупкие юные барышни с весьма нехрупкими запросами.
Но, увы, на деле Москва не является огромным торговым центром, рестораном и ночным клубом сразу. Москва – это не только Деловой центр, сверкающий небоскребами, и даже не ГУМ с советской газировкой по несоветским ценам. Москва - это, как ни банально, город. И в нем живут люди, причем иногда весьма небогатые.
О них в последнее время принято забывать. Бедным, старым и беспомощным не место на этом празднике жизни. Пусть ютятся в коммуналках, семенят с авоськой за хлебом и вздыхают о ценах – мы отгородимся от них ярким рекламным плакатом. И чем хуже будут жить эти люди, тем ярче будут становиться плакаты – только и всего. Слабый должен уйти. Вот такой социальный дарвинизм.
Впрочем, внешне Москва сохраняет за собой славу города больших возможностей, уступая в этом звании разве что Нью-Йорку. Но, как и в случае с Нью-Йорком, это не соответствует действительности. Хорошее образование еще не гарантирует высокого заработка. Вернее, образование и высокий заработок теперь вообще не связаны. Молодые специалисты, оканчивая многочисленные столичные вузы, остаются без трудоустройства, и это в порядке вещей. Многие из них лишены возможности иметь собственное жилье: уже много лет Москва лидирует в рейтингах самых дорогих городов мира. Нередко в однокомнатных квартирах живут сразу несколько поколений москвичей, ибо цена скромной и отнюдь не новой «однушки» на окраине Москвы не опускается ниже 5 миллионов. Снять квартиру дешевле 20-25 тысяч в месяц также невозможно.
Но куда там думать о жилье, когда цены на продукты питания и товары первой необходимости растут ничуть не меньшими темпами. По данным весьма скромной в своих оценках «Российской газеты», «цены на продукты в Москве за полгода выросли на 7,1%. Для сравнения: год назад за тот же период они поднялись на 5,4%». На непродовольственные товары цена выросла в среднем на 3,5% (в прошлом году было 2,2%)».
К слову, то же издание приводит данные о зарплатах москвичей, которые, якобы, тоже выросли и не в пример ценам. Так из «Российской газеты» можно узнать, что работники газовой промышленности у нас получают почти по 250 тысяч рублей в месяц, бухгалтеры – по 168 тысяч рублей в месяц, а врачи и учителя – по тысяч. Возможно, газовая промышленность у нас и богатеет, а вот учителя с зарплатой в 70 тысяч очень хотелось бы увидеть. Тем более, что даже работники Академии наук жалуются, что, работая на полную ставку, заработать больше 20 тысяч в месяц не получится. Такого же мнения и молодые инженеры, которых вроде как ждут с распростертыми объятиями на любом производстве. Кто не хочет работать по специальности (вроде бы такой востребованной) за 20 тысяч, при этом выплачивая ипотеку в течение 30 лет, тот идет менеджером в банки и работает за 25 тысяч. Ну, или за 35 – кому как повезет. Есть еще один вариант – эксперты начинают говорить о новой волне эмиграции. Уезжают молодые, грамотные и, казалось бы, со всех сторон перспективные специалисты. Потому что Москва потихоньку превращается в торговый центр, где можно гулять, рассматривать витрины, но жить нельзя.
Впрочем, не только жить, но и просто передвигаться. И дело не только в пробках, которые, конечно, изрядно отравляют жизнь, сколько в постоянном росте цен на проезд. Чиновники, кстати, наперебой уверяют, что стоимость проезда в метро у нас крайне демократичная: мол, ни в одном европейском городе таких цен нет, а мы должны быть благодарны за прекрасную возможность ощутить всю прелесть перенаселения столицы в переполненном вагоне. Поразительно и то, что, несмотря на регулярное подорожание стоимости проезда, его условия и безопасность только ухудшаются. И последние аварии тому подтверждение.
К дороговизне жилья, продуктов и транспорта можно прибавить еще тарифы на услуги ЖКХ, когда платежи за квартиру иногда превышают пенсии. Года три назад был вопиющий случай: пенсионерка умерла, увидев новые расценки в своем квитке. Пожилая женщина не пережила потрясения – об этом прозвенели все СМИ и благополучно забыли. А цены остались прежними. То же касается медицины, которая повсеместно становится платной. А значит, и недоступной для довольно большой части населения.
Отдельная статья расходов – оплата детских садов, школьных обедов и различных секций. Бесплатные кружки по интересам остались в светлом прошлом вместе с Домами пионеров, и теперь ребенка готовы учить всему – от плетения фенечек из бисера до программирования, но за весьма приличную плату. А судя по ценам за завтраки и обеды в школе, маленьких москвичей водят обедать в рестораны. Видимо затем, чтобы с детства узнали, в каком замечательном и богатом городе они живут. В самом дорогом городе мира – отнюдь не в переносном смысле.