«Есть только долгий и упорный труд»
5 августа исполняется 170 лет со дня рождения Ильи Репина – русского художника, живописца, мастера исторических и бытовых сцен.
Призвание любого художника – нести правду людям. Увидеть многое из того, чего не разглядеть с первого взгляда, переосмыслить и открыть это миру. Будь то заинтересованный взгляд ребенка или же испещренное морщинами лицо крестьянина - все это стоит увидеть, изучить и показать. Именно такой подход к живописи мы видим в работах великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.
Родился он 5 августа 1844 года на Украине, в небольшом городке Чугуеве. Семья Репиных была большой и дружной, ближайшими друзьями маленького Ильи были двоюродный брат Трофим Чаплыгин и старшая сестра Устинья. Однако когда Репину было 15 лет, Устя умерла, и он до конца жизни не мог смириться с этой потерей. Возможно, желание увековечить память о сестре Устинье окончательно обратило молодого человека к живописи. Именно воспоминания о ней вложил он в картину «Воскрешение дочери Иаира», которая принесла Репину большую золотую медаль в Академии художеств.
Впрочем, рисовать Репин любил с самого детства. Это рано заметили местные художники и помогли ему научиться основным навыкам живописи. Репину шел шестнадцатый год, а он уже был известным в округе мастером, который наравне со взрослыми ремесленниками и иконописцами принимал участие в росписи сельских церквей. И вот в 1863 году, получив плату за роспись очередной церкви, Репин решает отправиться учиться в Петербург. Там он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художников, а затем и в Академию художеств. Такой успех провинциального иконописца казался необыкновенным и самому Репину: по свидетельству современников, он до конца жизни не верил в собственную гениальность и приписывал свои достижения скорее удаче, нежели способностям. Сам себя он называл «посредственным тружеником» и продолжал упорно работать. Возможно, что это упорство и помогло молодому живописцу в учении. Всего через несколько месяцев после поступления он получал самые высокие оценки своих работ.
Еще во время учебы, в 1868 году, прогуливаясь погожим летним вечером, Репин впервые увидел на Неве бурлаков. Увиденное поразило его. Измученные подневольным трудом крестьяне, их сосредоточенные лица надолго остались в памяти художника. Но только спустя пять лет, после продолжительного путешествия по Поволжью, он смог воплотить задуманное: итогом его работы стала известная картина «Бурлаки на Волге». Полотно, ставшее для сегодняшнего зрителя хрестоматийным, поразило тогдашнюю публику смелостью. Репин одним из первых в России показал тяжелую жизнь простого русского человека, ничем ее не приукрасив. Открытый социальный подтекст был заявлен и в других картинах того периода – «Бурлаки, идущие вброд», «Девочка-рыбачка» и другие.
При этом социальная проблематика еще не становится у Репина преобладающей. Скорее, он вообще не склонялся ни к какой из существующих тогда тематик. В один и тот же период он мог работать над совершенно разными вещами в совершенно разной манере. Он мог обратиться к евангельской тематике и в это же время продолжать писать картины с остросоциальным подтекстом, мог рисовать иллюстрации к книгам и одновременно с этим писать огромные живописные полотна. Увы, такая разносторонность не ценилась современниками – художник, как были уверены тогда, должен был избрать себе стезю и идти только по ней. Репина даже упрекали в художественной неразборчивости.
Впрочем, нападки критиков никогда не тяготили художника. После путешествия по России он едет в Европу, где завершает обучение живописи. К картинам того периода относятся «Мельница в Кресоньерах», «Окраина Парижа», «Дорога на Монмартр в Париже», «Итальянка в чепце» и другие.
По возвращении в Россию Репин продолжает работать как над портретами, так и над жанровыми сценками. Он пишет портреты членов семьи и все больше склоняется к изображению простых людей («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом» и пр.). А с конца 70-х годов Репин усиленно начал работать над картинами, посвященными революционному движению («Под конвоем», «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди»). Почти каждая картина занимала у него не один год – одно только лицо вернувшегося после долгой ссылки революционера на картине «Не ждали» Репин переделывал на протяжении нескольких лет. Причем если изначально художник хотел сделать главного героя картины сосредоточенным и мужественным, то в конце склонился к тому, что гораздо лучше показать душевные мучения революционера, на долгие годы разлученного с семьей, но не предавшего свои идеалы. По общему настроению картин того периода можно видеть, что Репин глубоко сочувствует революционерам и во многом осуждает царское правительство.
Репин известен как прекрасный педагог. В 1898-1899 годах он был ректором Академии художеств, а с 1894 по 1907 год – руководителем мастерской. Среди его учеников — такие художники, как Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь и В.А. Серов.
Илья Ефимович Репин прожил долгую жизнь и умер в 1930 году. До последних дней он продолжал писать картины, не изменяя своему убеждению, что нет гениальности, есть только долгий и упорный труд.