Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » Певец русского ненастья. 155 лет со дня рождения Исаака Левитана

Певец русского ненастья. 155 лет со дня рождения Исаака Левитана

Певец русского ненастья. 155 лет со дня рождения Исаака ЛевитанаПевец русского ненастья. 155 лет со дня рождения Исаака ЛевитанаПрирода средней полосы России не отличается многообразием красок. Оттого, верно, гордые аристократы XIX столетия предпочитали ей броские экзотические пейзажи, полные яркого света и буйных сил. Искусство не всегда замечает простоту. Романтизм толкал на опасные приключения в дальних странах, классицизм отсылал к строгой гармонии древних, а нашей тихой, нежной и таинственно-величавой природе долгое время не было места в большом искусстве. Лишь к середине столетия пронзительное очарование полей, лугов и деревень стало привлекать художников. Одним из таких певцов русского ненастья стал Исаак Левитан.

Он родился 30 августа 1860 года в небольшом городишке под названием Кибарты в Ковенской губернии (территория современной Литвы). Родители были его образованными, порядочными, но очень бедными людьми. Именно бедность подтолкнула семью Левитана к переезду в Москву и именно там обнаружились художественные способности детей. Всерьез увлекся живописью старший брат Исаака Авель Лейб, и родители отдали мальчика в училище живописи, ваяния и зодчества, а через два года туда поступает и Исаак. Учителями начинающего художника становятся Саврасов, Перов, Поленов...

Когда Исаак учился на втором курсе, на него обрушилось страшное горе - умерла мать, а вскоре, с трудом перенося утрату супруги, тяжело заболел отец. Он вынужден был уйти со службы, и вся семья оказалась в очень сложном материальном положении. Однако успехи братьев были так высоки, что училище освободило их от платы за обучение. Это не могло не радовать юного художника - он работает усердно, не подозревая, что смерть матери только начало черной полосы в его жизни.

В 1877 году после продолжительной болезни умирает отец. Положение семьи становится еще более бедственным, но Левитан не оставляет обучения. На его картины обращает внимание уже известный к тому времени Саврасов и берет его к себе в пейзажный класс. Так Левитан становится пейзажистом.

В марте того же года две работы Левитана появляются на выставке и вызывают такой отклик в обществе, что шестнадцатилетнего художника награждают малой серебряной медалью и сверх того - 220 рублями «для возможности продолжить занятия».

Казалось бы, трудные дни миновали, но 2 апреля 1879 года произошло покушение на царя Александра II. Соловьева, выстрелившего в царя, ошибочно посчитали евреем, и вскоре вышел грозный царский указ, согласно которому всем евреям запрещалось жить в «исконно русской столице». Левитан и все его родные вынуждены были переехать в подмосковную деревню Салтыковка, где обосновались в небольшом домике, и где художник продолжал свою работу.

Лишь через год он смог вернуться в Москву и продолжить обучение. Закончил училище Исаак Левитан в 1885 году. К этому времени в Москве были уже известны такие его картины, как «Дуб», «Полустанок», «Сосны», «Последний снег». Но, как писал позже Паустовский, талант еврейского мальчика раздражал некоторых преподавателей. Левитану было отказано в звании художника, и вместо этого он получил диплом учителя по чистописанию.

От жизненных неудач здоровье живописца пошатнулось. Он едет в Крым и, вдохновившись местной природой, пишет серию картин. Затем целый ряд живописных полотен он создает, приехав в волжский город Плес. Они приносят Левитану немалую известность, и положение всей семьи заметно улучшается.

Значительным событием в его жизни стала поездка по Европе - художник посетил Францию и Италию, а по приезду примкнул к передвижникам. Талантом Левитана восхитился известный меценат Сергей Морозов и даже предложил художнику хорошую мастерскую в Трёхсвятительском переулке. Но и известность не спасла его от новых гонений.

В 1892 году вышел новый указ о выселении всех евреев из Москвы. Левитан вынужден постоянно переезжать - он живет то в Тверской, то во Владимирской волостях и возвращается в Москву только после многочисленных просьб на высочайшее имя, исходивших от друзей художника и меценатов. И именно из этой очередной «ссылки» привозит он величайшую свою картину – «Над вечным покоем». Картина была признана настолько русской по духу, что никогда более Левитана не упрекали в недостаточном знании русской натуры. Еще через год он пишет не менее известную ныне картину «Март».

Левитан ездит по стране, пишет картины в Одессе и в Карелии. Его заслуги перед русской живописью становятся столь очевидными, что в 1898 году ему присваивается почетное звание академика за заслуги в пейзажной живописи.

Тем временем здоровье живописца становилось все хуже и хуже. В 1899 году он едет на лечение в Ялту. Его одолевает кашель, он тяжело передвигается, но даже морской воздух не возвращает его к жизни. В 1900 году художник возвращается в Москву и вскоре умирает.

«Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню» - серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после», - так писал о Левитане его лучший друг А.П. Чехов. И вряд ли кто-то сумеет сказать о нем лучше.

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: