НЕДЕЛЯ ЗА НЕДЕЛЕЙ
Урожаи обещаний
Игра в социализм во власти продолжается. На днях Минсельхоз представил план: к 2020 г. среднюю по России урожайность пшеницы повысить втрое, овощей – в пять раз. Все это, по словам чиновников, позволит снизить цены на продукты питания и удержать инфляцию – так, как это делали в СССР.
Однако на деле не все так просто. Достаточно нагрянуть очередной засухе (как, например, в 2010 году), и все обещания чиновников так и останутся обещаниями. «Ту засуху аграрные чиновники откровенно прозевали, – напоминает пресса. – Между тем, если бы поля поливали как надо, катастрофа обошла бы РФ стороной. Сравните такие цифры. Когда поля выгорели, урожайность озимых упала на 62%, ячменя – на 53%, гречки – на 40%, льна – на 64%, картофеля – вдвое. Там же, где урожай получал постоянный полив, падение сборов не превысило 12%».
Но с мелиорацией у нас в стране плохо. В Советское время на эту сферу средств выделялось больше, чем на всю легкую промышленность. Сегодня о таком финансировании аграрии могут только мечтать. «Советское наследие в упадке, каналы заросли тиной, от большинства насосных станций остались только каркасы. Например, в Саратовской области во времена СССР орошались 500 тыс. га полей, сейчас – 260 тыс. га. В Волгоградской области орошения лишились 172 тыс. га угодий, в Ростовской – 190 тыс., в Воронежской – 60 тыс. гектаров», – сообщает статистика.
Ну а пока мы питаемся в основном иностранными продуктами: только за 2013 год на покупку продовольственных товаров ушло почти 44 млрд. долларов. Причем в основном это мясо, рыба, молоко, фрукты – то, что в советское время производили сами.
Берегись, автомобиль!
Европейский кризис все ближе, и даже такие экономические гиганты, как европейские автоконцерны, могут рухнуть. «Для европейского автопрома 2013 г. стал самым провальным за последние 17 лет. Испания, Италия и Франция и вовсе поставили исторические антирекорды», – сообщают автомобильные обозреватели.
Стремительно закрываются заводы: «Форд» спешно закрыл два своих завода в Европе из-за неокупаемости, французский «Пежо-Ситроен», потерявший за 2012 г. 5 млрд. долларов, сократил 10% рабочих и теперь постепенно переходит в руки китайской группы «Донг-Фенг». Из всего европейского автопрома на плаву остаётся только немецкий «Фольксваген». Закрывают заводы и у нас в стране: некогда популярный у наших соотечественников «Форд» уже потерял 40% продаж «Фокусов» и теперь переводит оба российских предприятия на работу в одну смену и даже намерен заморозить производство во Всеволожске. «Ниссан» перевёл предприятие в Петербурге с трёх- на двухсменный график, завод «Джи Эм Авто» в феврале-марте остановил конвейер на две недели. Что уж говорить о АвтоВАЗе, который в 2013 г. продал машин на 81 тыс. меньше, чем годом ранее. Однако цены на автомобили только растут: таким образом владельцы компаний пока сохраняют свою прибыль. Но в будущем это может привести к обратным последствиям.
По сообщениям информагентств