«Зеленые легкие» или строительная площадка?
20 марта в Общественной палате прошёл «круглый стол» на тему: «Природный комплекс столицы: «зеленые легкие» Москвы или строительная площадка?»
В 2010 году было принято решение о строительстве 200 храмов на территории Москвы – так называемая программа «Двести храмов». В соответствие с ней лишь 17 храмов из заявленных двухсот будут находиться не на территории природных комплексов.
Подобные поползновения вызывают справедливое негодование многих москвичей, которые пытаются препятствовать строительству. Поэтому они бурно реагировали на любые высказывания оппонентов. Негодование прокатилось по залу заседаний, когда Анастасия Горшкова – руководитель пресс-службы Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви – заявила, что в местных акциях протеста всегда участвуют одни и те же люди, ездящие для этого из района в район, и этим количество недовольных исчерпывается. Рёв возмущения раздался в ответ на утверждение отца Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, о том, что церкви нужны людям не меньше, чем школы и детские сады.
Утверждение о том, что в разных районах протестуют одни и те же люди, опроверг депутат Госдумы Владимир Родин. «Вопреки ожиданиям – а я представляю фракцию КПРФ – мы поддерживаем планы строительства храмов, потому что в нынешней социально-экономической ситуации наш народ вынужденно цепляется за последнюю возможность во что-то поверить, – отметил он. – Как депутат я получаю немало обращений москвичей, связанных с планами постройки храмов. Стандартная ситуация: люди пост-фактум узнают о якобы прошедших по данному вопросу слушаниях, на которых строительство храма было поддержано.
Я побывал более чем на десятках митингах протеста по этому вопросу и куда бы ни пришел, я встречаю одну и ту же группу людей в количестве 20-30 человек, активно отстаивающих строительство храма. Подъезжают они неизменно коллективно, на автобусе.
Совершенно очевидно, что под строительство новых объектов не следует выделять зоны рекреации и особо охраняемые природные комплексы.
На территории Кузьминского парка растут вековые деревья – почему надо их рубить? Уважаемый отец Чаплин заявляет, что он сомневается, что хоть одно дерево будет уничтожено. А я убежден, что мы лишимся огромного числа вековых деревьев. В то же время в Москве есть прекрасные территории для застройки храмами. Это промышленные зоны, на которых возводятся жилые комплексы. Если вы хотите приблизиться к населению – пожалуйста.
Надеюсь, что общественные слушания дадут мне основания для обращения и в прокуратуру, и во все вышестоящие органы. Правда, я уже давно усвоил, что обращаться по данным вопросам к Правительству Москвы почти бесполезно. Так было с сохранением дома Волконского и десятков прочих объектов. Администрации нашего города необходимо научиться наконец-то слушать и слышать москвичей, а не идти по пути лжи».
Да, несомненно, православные храмы нужны людям, хотя и не всем. Но вопрос не в том, нужны они или нет, а в том, что на зеленых территориях не следует строить не только храмы, а вообще ничего. Если подобному примеру последуют представители других конфессий, то от московских парков ничего не останется. К тому же наблюдается очевидное противоречие: если средств не хватает на работы по сохранению многих из уже имеющихся храмов, то откуда возьмутся средства на двести новых? По итогам обсуждения было решено сформировать рабочую группу, которая бы проанализировала каждый случай строительства на территориях парков и скверов, вызывающий протест местных жителей, и подготовила бы заключение по этому вопросу, которое можно было бы передать властям.