«Экономить на молодежи и молодежной политике – неразумно и просто опасно»
На вопросы корреспондента нашей газеты Марии Климановой отвечает депутат Мосгордумы I-III созывов Евгений Балашов.
– Евгений Борисович, как Вы пришли в политику?
– Это произошло в конце 80-х годов на волне патриотических движений, которые тогда захлестнули страну, по приглашению таких известных людей, писателей из «Молодой гвардии» и «Современника», как Анатолий Салуцкий, Аполлон Кузьмин, Владимир Бондаренко, Вадим Кожинов. Все эти люди не считали зазорным выступать перед патриотически настроенными москвичами и выражать свою точку зрения. Я вошел в состав Моссовета 21-го созыва (1990-1993г.). Я активно выступал, боролся против глумления над образом Ленина. Именно тогда, в начале 90-х годов, с приходом к власти «демократов», начались яростные нападки на памятники нашей истории, на наше прошлое. Демократы, избравшие путь борьбы с идеологией прошлого, сняли с постамента памятник Дзержинскому в 1991 году, искореняли памятники других лидеров советского государства. Кстати, до сих пор многие не знают, что именно Ф.Э. Дзержинский в начале 20-х годов прошлого столетия искоренил беспризорность (после Гражданской войны в России насчитывалось более 5 млн. беспризорников!!!). Благодаря построенной именно Феликсом Эдмундовичем системе трудовых коммун восемь бывших беспризорников стали в дальнейшем Академиками АН СССР! Вы не назовете аналогий из современной России. Зато борьба с памятниками процветает!
– Насколько большой была фракция независимых депу7 татов?
– Фракция независимых депутатов насчитывала примерно 40 человек, весь же Моссовет насчитывал 450 депутатов. Но надо отдать должное, что он был действительно демократически избранным. В 90-х годах было очень жесткое законодательство, на участки должны были прийти более 50% избирателей. К 25 годам я уже вел достаточно активную политическую и общественную деятельность, возглавлял комитет местного самоуправления по месту жительства. Видимо, такая активная позиция позволила мне избраться в Моссовет. Доверие тогда мне оказали жители 14 мкр. Орехово-Борисово.
– Вы известны как депутат, который имел четко выработанную позицию по работе с трудными подростками Москвы.
– Несмотря на то, что в Моссовете я входил в состав оппозиционной фракции, Президиум Моссовета утвердил меня Председателем городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних, которая должна была заниматься профилактикой беспризорности и борьбой с преступностью в среде подростков. Я изучал опыт работы структур МВД в Москве, инспекций по делам несовершеннолетних, и для того, чтобы понять, насколько глубоко эти проблемы вросли в Москву в начале 90-х годов, приходилось ездить вместе с оперативниками на задержания, в притоны, проверять жалобы на распространение наркотиков и порнографической литературы. Были и депутатские запросы, и личные инициативы, чтобы все эти безобразия были локализованы. Были выпущены соответствующие постановления со стороны исполнительной власти.
В 1993 году я был избран депутатом Мосгордумы, и уже к 1995 году появились первые попытки принять общегородскую профилактическую программу «Дети улиц». Идея программы была в том, чтобы готовить социальных работников, которые могли бы работать с трудной категорией подростков. Тогда в столице было свыше 14 тысяч стоящих на учете несовершеннолетних.
– Расскажите, в чём заключалась суть этой программы.
– Программа предназначалась для помощи инспекциям по делам несовершеннолетних органов милиции. В частности, был предусмотрен выпуск методической литературы, велся набор добровольцев, которые могли бы работать на улицах Москвы и влиять на дальнейшую судьбу трудных подростков. В рамках программы были открыты летние профилактические лагеря, которые с 1995 года работали в ежегодном режиме. Тогда Департамент по семейной и молодежной политике возглавила Ирина Николаевна Муравьева, и фактически под ее крылом мы выполняли тяжелую, но благородную работу.
Хочу отметить, что к 2010 году за 15 лет существования этой программы в городе появилось более 700 социальных сотрудников, которые вели ежедневную работу с трудными подростками. Это была и профилактика наркомании (например, по Арбату проходили марши против наркотиков), проводились дни борьбы против СПИДА, были открыты специальные центры, существовавшие на бюджетные средства, которые отвлекали детей от улиц, в частности, работали творческие, художественные мастерские, спортивные секции, летние и зимние лагеря. Эта работа велась 15 лет. Вместе с этим с моей стороны был введен ряд законодательных инициатив. Это, прежде всего, так называемый и широко обсуждаемый тогда в СМИ «комендантский час», а точнее, Закон об административной ответственности лиц, способствующих нахождению на улице подростков до 14 лет без сопровождения взрослых в ночное время с 10 вечера до 6 утра. Мне было трудно убедить правящую партию в результативности этой инициативы, я с этой позицией выступал в Госдуме, и в результате федеральные законы на эту и другие темы были приняты.
– Как в этой сфере обстоят дела на сегодняшний день?
– До 2010 года, до прихода к власти мэра Собянина и его нового правительства, все четко работало. Однако после смены городского главы кому-то не понравилось, что на «детей улиц» расходуются большие средства. Нашу программу сначала перевели под Департамент социальной защиты, а в скором времени и вовсе закрыли. Поэтому сейчас программы, которая занималась бы трудными подростками, нет.
Департамент семейной и молодежной политики попросту упразднен, а тема молодежи присутствует почему-то в каком-то структурном подразделении департамента культуры. Я считаю, что это совершенно неразумный шаг.
Последнее печальное событие – стрельба в школе, когда в акции расстрела принимал участие подросток. О нем немного уже подзабыли, тем не менее, риск, что это может повториться в других школах, сохраняется. Это событие говорит о том, что работу с городскими подростками, находящимися в группе риска, нужно продолжать, так же как и восстановить важный департамент. На мой взгляд, экономить на молодежи и молодежной политике – неразумно и просто опасно.
– Существует ли статистика по трудным подросткам в городе, по правонарушениям среди молодежи и трудных подростков?
– Сейчас не менее 2 тысяч подростков находятся на улице, более точные данные можно посмотреть по сводкам ГУВД, но ежегодно в среднем совершается 20-30 тысяч преступлений, большая часть из которых латентные (скрытые от официальной статистики). Это страшные цифры. Хочу отметить, что до 1993 года в Москве работало до 400 детских и подростковых клубов, сейчас подобных досуговых учреждений для молодежи осталось не более 100, и это жалкие крохи в таком большом городе, как Москва. К тому же они работают за деньги. Но тогда работа с подростками строилась правильно. Тогда детей, молодежь воспитывали на примерах благородности, честности, помощи ближнему, напутствовали быть порядочными людьми, говорили, что воровать – это плохо. Сегодня подобная работа с подростками, даже в школах, практически отсутствует. Молодежь – это наше будущее, поэтому необходим здравый смысл, восстановление приоритетной работы с этой категорией и тем самым сохранение стратегических интересов нашего государства.
– Вы собираетесь баллотироваться в Мосгордуму. Какое на7 правление работы для Вас будет приоритетным?
– Возвращаясь к активной политической жизни, я прежде всего хочу сломать непонимание проблемы подростков со стороны власти, сломать практику финансового подхода к социальным программам города Москвы, потому что не все можно строить на платформе государственно-частного партнерства, как это пытается сделать социальный блок Правительства Москвы. Ведь совмещать бизнес-интересы с интересами государства в воспитательной сфере абсолютно неприемлемо, более того, преступно. Почему сегодня по подросткам принимается минимальное количество законов, почему не снимаются фильмы для детей, про подростковую жизнь? Потому что нет социального заказа. Ведь как только возникает идея урегулирования законодательным образом на уровне государства или Москвы страховой или банковской деятельности, у кабинетов депутатов выстраиваются целые очереди из заинтересованных людей, а стоит лишь поднять вопрос или предложить проект закона в отношении наших подростков – никого нет. Это никому не нужно, так как категория юных граждан не имеет права голосовать и отрезана от этого права законодательно. Поэтому проблемой будущего поколения необходимо заниматься на законодательном уровне и, прежде всего, нам.
– Спасибо!