Прямая и явная угроза
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) – одна из немногих отраслей экономики Украины, в которой еще сохранились высокотехнологичные производства. Украинский ОПК Юго-Востока страны на 80% связан с Россией, в свою очередь Россия кровно заинтересована в поставках украинской продукции военного и двойного назначения. Так, например, на сосредоточенных в России более чем 80% мощностей ОПК бывшего СССР без кооперации с Украиной можно выпускать только 17% существующей номенклатуры изделий военного назначения. Как показывает практика, поставки украинского предприятия «Мотор-Сич» останутся критически важными для российских производителей вертолетов как минимум до 2017-2018 годов.
В сфере самолетостроения главными совместными российско-украинскими проектами является производство самолётов Ан-140, Ан-148 и АН-158 в Воронежском акционерном самолётостроительном обществе (ВАСО), а также самолета Ан-124. Доля российской продукции в финальной стоимости этого самолета составляет до 70%. Однако Украина владеет рядом критических технологий, без которых выпуск этих авиалайнеров невозможен. Все вышеупомянутые военные и гражданские самолёты выпускаются с двигателями производства «Мотор-Сич». Частично агрегаты поставляют с Харьковского машиностроительного завода ФЭД, Киевского серийного завода «Антонова» и Днепропетровского завода «Южмаш».
Следующей отраслью, в которой взаимозависимость российского и украинского ОПК носит критический характер, является обслуживание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) старых поколений. На вооружении ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России находится около 520 МБР. Из них только порядка 40 (ракеты «Тополь-М») построены полностью самостоятельно в рамках российской ракетостроительной кооперации. В производстве остальных так или иначе участвовали украинские предприятия. Более того, в составе РВСН РФ около 100 тяжелых ракет РС-20, которые полностью разрабатывались и производились на украинских предприятиях. Специалисты днепропетровских КБ «Южное» и завода «Южмаш» до сих пор осуществляют гарантийный авторский надзор, анализ технического состояния российских ракет и участвуют в работах по продлению их сроков службы. Это позволяет спасти «Южмаш» от полного развала: если в начале 90-х на заводе работало более 40 тыс. человек, то сейчас вчетверо меньше. Разворот Украины в сторону Европы приведет к отказу России от сотрудничества с «Южмашем» и дополнительным непредвиденным расходам для нашей оборонки.
Украина также является партнером России в международном проекте «Морской старт». КБ «Южное» разработало первую и вторую ступени используемой в проекте ракеты «Зенит-3SL». Изготавливаются эти ступени на ГП «Южный машиностроительный завод» (Украина). Космическая головная часть (разгонный блок «Фрегат-СБ», головной обтека тель и переходной отсек) разработана и изготовлена НПО им. С.А. Лавочкина (Россия). В рамках развития проекта была разработана ракета-носитель «Зенит3SLБФ» для осуществления стартов с наземных космодромов. На украинских предприятиях производятся также элементы систем управления для ракет-носителей «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г. Харьков); «Космос» (ПО «Киевский радиозавод») и Международной космической станции (АО «Хартрон», ПО «Киевский радиозавод», ПО «Киевприбор»); для космических аппаратов разного класса (ПО «Монолит», АО «Хартрон», г. Харьков, ПО «Киевприлад», АО «Черниговский радиоприборный завод»).
Еще одной областью, для которой характерна высокая взаимозависимость российских и украинских предприятий, является производство силовых газотурбинных установок. На территории Украины расположено государственное предприятие «Научно-производственный комплекс газотурбиностроения (НПКГ) Зоря-Машпроект» (г. Николаев), которое является крупнейшим в СНГ разработчиком и изготовителем газотурбинных двигателей для ВМФ, торговых и пассажирских судов, а также газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Это предприятие выпускает газотурбинные двигатели мощностью от 2,5 до 25 МВт и в кооперации с НПО «Сатурн» (Россия) – 110 МВт.
Для ВМФ России до 2020 года планируется строительство 31 корабля с газотурбинными установками. В настоящее время в постройке находятся два фрегата и четыре корвета. Все эти корабли оснащены или могут быть оснащены газотурбинными силовыми установками. Кроме того, «НПКГ Зоря-Машпроект» является поставщиком силовых установок для российских корветов, патрульных и ракетных катеров для ВМФ России. Разрушение кооперации Украины и России в сфере ОПК будет иметь катастрофические последствия для безопасности обоих государств. И Россия не может и не должна остаться в стороне.
(Подготовлено по материалам Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности по законодательному обеспечению модернизации промышленности и развитию элементной базы, производству стратегических и композитных материалов и содействию ВТС и материалам КПУ.)