Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » «Для меня очень важно писать о тех, о ком сегодня молчат»

«Для меня очень важно писать о тех, о ком сегодня молчат»

«Для меня очень важно писать о тех, о ком сегодня молчат»Недавно в московской библиотеке «Проспект» состоялась встреча Сергея Шаргунова с читателями. На мероприятии была представлена последняя книга автора «1993. Семейный портрет на фоне горящего дома». Также в ходе встречи автор рассказал о своем творчестве и ответил на многочисленные вопросы журналистов.

– Сергей, Ваш роман «1993», по мнению сайта «СНОБ», вошел в десятку самых пронзительных книг 2013 года, получил премию имени Дельвига, претендует на Нацбест. Расскажите, пожалуйста, об этой книге…

– Это назревшее, большое, сюжетное произведение. В центре романа рабочие люди: он, электронщик, в прошлом подающий надежды молодой ученый, и она – его жена, когда-то сотрудник Министерства обороны, теперь работающая диспетчером на телефоне. Это роман, прежде всего, о людях и их отношениях, это роман о любви и нелюбви, о странном объяснении в любви через семейный разлад, любовная линия, связанная с рождением дочери и ее взрослением, также жизнь совершенно разных людей, населяющих поселок. Но это еще и исторический роман, моя попытка расследовать те сложные и противоречивые события двадцатилетней давности, эту большую беду Отечества и маленькую гражданскую войну в центре Москвы.

– Выбранная тема для Вас не случайна?

– Безусловно, мне хотелось провести собственное расследование, свою реконструкцию происходящего буквально по кадрам. В этом смысле пригодился и мой репортерский опыт, и период, когда в 17 лет я пришел в комиссию при Госдуме, которая занималась расследованием, поиском свидетелей и фактов событий 1993-го года, когда воочию я видел вереницы покалеченных судеб. Мне удалось кого-то из этих людей расспросить, запечатлеть в памяти их воспоминания и истории. Поэтому в книге, конечно же, присутствуют и реальные прототипы героев. Например, трагически погибшие в октябре 1993 года Наташа Петухова и ее жених Алексей Шумский. Мне не хочется открывать всю фабулу. Просто я советую эту книгу прочитать. Это книга о большой беде, которую не забыть.

– Что Вы думаете о возможности экранизации этого романа?

– Тема октябрьских событий 93-го года до сих пор остается в определенной тени. Недавно на одном телеканале все, что говорилось о тех событиях в прямом эфире на Владивосток, было вырезано в трансляции на остальную страну. Данная тема остается запретной, потому что подвигает на размышления, в том числе и о происходящем сегодня. Это далеко не единственный пример такого рода. Например, никто не спешит снимать фильмы про события в Чечне. Нам пытаются внушить, что эта тема исчерпана, на Кавказе произошло примирение. Мои знакомые, писавшие о чеченской войне, рассказывали, что в конечном итоге все попытки реализации по их произведениям кинопроектов зависали в воздухе – им просто не разрешали снимать. Сейчас есть некое цензурирование того, что неугодно. У нас как бы нет новейшей истории, есть только что-то далекое и музейное, а все, что провоцирует на размышление, уже опасно.

– Над чем Вы работаете сейчас?

– В настоящий момент я работаю над биографией Валентина Катаева для серии «ЖЗЛ». Катаев – человек головокружительной судьбы, многое из которой либо неизвестно, либо не до конца понято. Удивительно, что с недавнего времени вокруг этого автора в среде литераторов началась некая шумиха. О Катаеве пишет Ирина Лукьянова, пишет Наталья Иванова, пишет Олег Кудрин, на днях выяснилось, что пишет еще и Сергей Беляков.

– Почему такой невероятный интерес?

– Валентин Катаев – первоклассный писатель. Мы живем в эпоху дешевых политтехнологий, некоего абсурда и постмодернистского размывания всех идей и ценностей, а тут вдруг отличный язык, превосходные краски, образы, характеры, поэтика. У этого писателя необыкновенная биография. Смешно его упрекать в малодушии, потому что Катаев ушел на фронт Первой мировой добровольцем. Был дважды ранен, отравлен газами, из-за чего голос его был до конца дней хрипловат и надтреснут. С военным чином и наградами получил личное дворянство. Затем в его жизни была Одесса времен Гражданской войны, где 14 раз за несколько лет менялась власть. В жизни писателя была интервенция, встреча с Троцким, была белая контрразведка, где его допрашивали...

Что касается его творчества, то его вклад в отечественную словесность очень значителен. Так, повесть «Белеет парус одинокий», увлекательная и легкая, входила в советскую школьную программу. Герои – одесские мальчишки Петя и Гаврик – помогают революционному подполью и оказываются в водовороте событий 1905 года. Во время Великой Отечественной войны Катаев – фронтовой корреспондент. Наряду с прочими произведениями он пишет повесть «Сын полка», тоже вошедшую в школьную программу, на мой взгляд, совершенно заслуженно. В его романе 1979 года «Уже написан Вертер» можно увидеть любовь к Отчизне и ощущение грандиозного исторического потрясения, которое, по большому счету, затронуло всех в то время и исказило судьбу каждого.

Катаев прошел путь от офицера деникинской армии до Героя социалистического труда. Это был сложный жизненный путь человека, но точно человека не трусливого и не слабого, для которого главным, на мой взгляд, оставалось искусство. Вот поэтому разбираться в биографии и жизненных периодах Валентина Катаева безумно интересно. Я предполагаю, что книга будет написана к маю.

– Некоторые критики характеризуют Вас как социального писателя…

– Мои воззрения скорее лежат в левой плоскости. Я сторонник социальной справедливости и считаю, что этот вопрос важнейший в нашей сегодняшней жизни. Очень горько, что в нашей стране такое количество бедных людей, что среди обездоленного населения ныне оказались учителя, врачи, ученые. Для меня является очень важно писать о тех, о ком сегодня молчат и забывают. Именно поэтому в последнем романе «1993» я обратился к описанию судеб простых людей, постаравшись сделать это не фельетонно. Главным для меня было показать, что, несмотря на всю свою простоту, эти люди – вовсе не недоумки, а во многом мудрее тех, кто причисляет себя к разряду интеллектуалов. На мой взгляд, во внимании к простым людям и есть очеловечивание страны. И здорово, что с годами это начинаешь понимать, пытаешься погрузиться в чужой мир, увидеть чужую судьбу, чужие отношения. В этом смысле русская литература философична, это то, что пока незыблемо остается у нас, кроме газа и нефти. Я безмерно благодарен, что у меня есть свой читатель, что между нами существует диалог. У меня есть такое ощущение, что слой неискренности – он все равно истончается, и появляется все больше горячих, подлинных людей, готовых реально помогать достойными делами. Это же касается и литературы.

Сегодня, когда я смотрю на рейтинги продаж в крупных книжных магазинах, то вижу, что русская литература всерьез, по-настоящему соперничает с бульварными жанрами, начинает теснить их, а читатель становится более зрелым. И это очень приятно, потому что сила и величие нашей страны – это не в последнюю очередь достойная русская литература.

 

Биографическая справка. Сергей Шаргунов. Писатель, журналист, главный редактор интернет-портала «Свободная пресса». Родился 12 мая 1980 года в Москве. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) по специальности «журналист-международник». Автор книг, сборников, ряда романов и повестей, множества рассказов, стихотворений и пьес. Является лауреатом независимой премии «Дебют» в номинации «Крупная проза», государственной премии Москвы в области литературы и искусства, итальянской премии «Arcobaleno», финалист премии «Национальный бестселлер». В сентябре 2013 года выпустил свою седьмую книгу — роман «1993. Семейный портрет на фоне горящего дома». В конце января роман Сергея Шаргунова был удостоен премии Дельвига за оригинальное художественное осмысление событий новейшей отечественной истории и развитие традиций семейного романа.

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 6
Читать другие новости по теме: