«Креативный погром» в театре на Таганке
На Красной площади установлен гигантский мега-чемодан. Настолько гигантский, что, кажется, в нем можно разместить три засадных полка ОМОНа. Наверху, как и положено, российский триколор. Вечерняя подсветка у чемодана лучше, чем у храма Василия Блаженного. Обалдевшие зеваки-туристы спрашивают друг у друга, что это такое? Слышны смех и шутки. Валерий Рашкин, заместитель Председателя ЦК КПРФ, не без юмора заметил: «Этот огромный чемодан без ручки, который теперь ассоциируется с Россией: и нести невозможно, и бросить жалко».
Теперь чемодан разбирают, но подобных мега-чемоданов-выставок сегодня в столице пруд пруди. Один из подобных «чемоданов» недавно обнаружился в театре на Таганке.
Да, в той самой знаменитой Таганке, где все грохочет и гремит и куда невозможно было достать билеты. Кто не слышал эти фамилии – Любимов, Губенко, Высоцкий, Золотухин, Смехов, Демидова, Славина, Филатов, Щацкая, Дыховичный, Бортник, Хмельницкий, Фарада, Плотников, Эфрос?
Всякое было на Таганке. Бурное прошлое театра отражено в громких событиях: увольнение и лишение гражданства художественного руководителя театра Юрия Любимова. Его возвращение в эпоху перестройки. Разделение театра. Череда смертей известнейших актеров. Наконец, недавний бунт артистов, требующих у Любимова уничтожения «крепостной» зависимости. Отказ. И развод.
Жизнь на этом не остановилась. Таганка живет, ставит спектакли, у нее новый директор. На носу – пятидесятилетний юбилей театра. Мэрия выделила деньги на празднование. Казалось бы, живи и радуйся.
Но Таганка – классический художественный театр.
А такой театр реформаторам от культуры не угоден. Ныне нужен легковесный театр, театр развлечений. Сегодня Таганку будоражат слухи о ее переформатировании в Центр творческого наследия.
Сразу приходит на ум сравнение с появившимися на театральном поле столицы «центрами» кафе-шантанного типа – «Гоголь-центром», например. Собственно, против попыток понизить интеллектуально-творческий потенциал театра и восстали актеры Таганки. Кому хочется быть приложением к модному ресторану или «Группе юбилейного года», нежданно-негаданно свалившейся на театр из Департамента культуры?
Актеры задают резонный вопрос: какое отношение к 50-летию театра имеют посторонние люди, почему их «креативные» идеи финансируются и им дают право проводить «чемодан-выставку» в фойе театра, меняя фотографии артистов на невразумительные тексты, громко названные выставкой «Попытка альтернативы»? Актеры считают выставку несостоятельной, не имеющей какой-либо художественной ценности и эстетической значимости. «Заявленная «альтернатива» представлена в форме словоблудия, изложена туманно и косноязычно», – утверждают старожилы Таганки.
Что же предлагают варяги из «Группы юбилейного года» театру на Таганке, воспитанному на мировой и отечественной классике? Кто там теснит Шекспира и Пушкина?
Вот выделенная курсивом часть выставленного текста:
«Смысл проекта – в художественной и исторической рефлексии. Нам хотелось бы исправить изъян парадигмы, в рамках которой традиционно существует российское общество: отсутствие исторической памяти, отказ от коллективной рефлексии и неприкосновенность мифов заставляют нас топтаться на месте или бесконечно ходить по кругу».
Да, действительно, авторы новой выставки не желают оставлять в неприкосновенности даже тот миф, которому они обязаны своим существованием. Ведь именно театр на Таганке, «остров свободы в несвободной стране», как называли его рвущиеся к власти «демократы», был существенным звеном всего антисоветского проекта перестройки. Миф о свободе, якобы существующей на Западе, – главный миф, способствовавший разрушению «несвободного» Советского Союза. И теперь «свободные» молодые художники из «Группы юбилейного года» крушат свой миф-прародитель на «Таганской площади свободы». Круг разрушений замыкается?