Спецоперация под названием «Выборы»
Прошедшие в сентябре 2013 года выборы мэра власти гордо величают образцовыми. Похоже, что и впрямь выборный процесс, осуществленный в «режиме спецоперации», фактически без полноценных дебатов, без конкуренции программ, с постыдно низкой явкой решено взять за образец. Год спустя, в сентябре 2014 года, москвичам предлагается определиться с выбором депутатов столичного парламента на условиях еще более странных. Внезапно принято решение полностью отказаться от партийных списков и выбирать столичный парламент по одномандатным округам.
На проходивших в 2009 году выборах Мосгордумы соотношение депутатов, избираемых по партийным спискам и одномандатным округам, было 50 на 50. Нынешней осенью Госдума предоставила Москве и Санкт-Петербургу право самостоятельно устанавливать систему выборов в региональные парламенты. Этой возможностью столичные парламентарии от «партии власти», конечно же, поспешили воспользоваться.
С учетом произошедшего расширения границ столицы в Мосгордуму будут избираться не 35, как в нынешнем созыве, а 45 депутатов. Поэтому предполагалось, что 22 депутата будут избираться по одномандатным округам, а 23 – по партийным спискам. Не столь давно, в сентябре 2013 года, председатель Мосгордумы Владимир Платонов утверждал, что отменять пропорциональную систему нельзя. Партии, говорил он, со временем будут набирать силы. Во многих странах только они, а не отдельные личности, несут ответственность перед гражданами. Ведь отдельно взятый человек вполне может оказаться лодырем: занять думское кресло и бездельничать. С этим трудно не согласиться. Более того, в конце ноября Мосгоризбирком утвердил схему 22 одномандатных округов столицы.
Однако уже в январе в Мосгордуму был внесен законопроект с поправками в городской Избирательный кодекс, согласно которым выборы в столичный парламент должны проходить только по одномандатным округам, то есть по мажоритарной системе. Внезапно оказалось, что она куда более удачна для региональных парламентов, и лишь она одна позволит обеспечить приоритет интересов избирателей той территории, от которой депутат выдвигался. По словам того же председателя Мосгордумы, новая система заставит всех находить известных популярных людей, которые смогут победить в округе и достойным образом представлять партию в парламенте.
Стоит ли удивляться тому, что 22 января Мосгордума приняла сразу в трех чтениях законопроект, согласно которому выборы в столичный парламент будут проходить только по одномандатным округам? За инициативу проголосовали 27 депутатов от «Единой России», против – фракция КПРФ.
А значит, карта одномандатных округов, число которых увеличится вдвое, будет приниматься заново. Причем за 4 месяца до дня голосования. То есть новая схема округов может стать известна только к лету. О какой нормальной выборной кампании в этих условиях может идти речь?! Условия кандидатов-одномандатников, поддерживаемых мощным административным ресурсом, так называемых членов «команды мэра», и прочих кандидатов заведомо неравны.
21 января, накануне принятия этого законопроекта, по инициативе фракции КПРФ в Мосгордуме состоялся «круглый стол» на тему: «Зачем каждый раз перед выборами меняется Избирательный кодекс города Москвы, и почему на привлечение жителей к участию в выборах на стороне власти управы районов будут тратить средства бюджета города Москвы?»
Собравшиеся представители различных партий и общественных объединений проанализировали причинно-следственную связь изменений избирательного законодательства города Москвы накануне выборов депутатов городского парламента, а также высказали свое отношение к законопроекту о мажоритарной избирательной системе.
Большинство оценили нововведение негативно.
В завершение участники различных политических сил организаций договорились консолидировать свои усилия в целях обеспечения честных выборов 14 сентября.
На следующий день на пленарном заседании Мосгордумы позицию фракции КПРФ озвучил ее руководитель Андрей Клычков:
«Новый политический год в столице, к сожалению, начался по-старому. В прошлом году мы стали свидетелями спецоперации по выборам мэра, в этом году очередная порция сюрпризов заготовлена к выборам в Мосгордуму, – констатировал он. – Напомню, что федеральное законодательство не обязывает нас принимать эти изменения. Мы могли бы сохранить для избирателя стабильность и ставший привычным порядок проведения выборов.
В 2003 году 32 депутата Мосгордумы единогласно проголосовали за переход на смешанную систему. Сегодня идет обратный процесс.
Москва уже имеет опыт проведения выборов по одномандатным округам, который говорит о том, что «яркие личности» зачастую к своей яркости должны добавлять финансовые средства, возможность использования административного ресурса или, наоборот, противодействия этому ресурсу. Напомню, что отказ от одномандатных округов был обусловлен обилием криминальных элементов, которые, используя крупные финансовые ресурсы, попали в органы законодательной и исполнительной власти. Именно поэтому было придано особое значение политическим партиям – они несут ответственность за тех, кого выдвигают.
Нам говорят, одномандатные округа нужны исключительно для того, чтобы привлечь к политической деятельности новых харизматичных лидеров, которые являются реальными представителями своих территорий. Вот только умалчивают о том, что после выборов беспартийные харизматичные лидеры обычно успешно вливаются в «нужную» фракцию и дружно голосуют за «нужные» исполнительной власти решения.
За примерами далеко ходить не нужно. В этом зале находятся 17 одномандатных депутатов, некоторые уже пять созывов. Но, к сожалению, социологические исследования свидетельствуют, что лишь малую толику депутатов-одномандатников пофамильно знают их избиратели. К сожалению, переходом к мажоритарной системе это вряд ли можно исправить.
В ходе прошедших выборов и мэр Москвы участвовал в выборах как самовыдвиженец, и муниципальные выборы проходили без участия «Единой России», но сегодня депутаты-самовыдвиженцы, отгородившиеся от «партии власти», в большинстве своем представляют единую силу, которая выражает интересы одной партии.
Какие еще сюрпризы нас ждут перед выборами? Обнародование нарезки округов в самый последний момент, введение графы «против всех»? 17 января в Госдуме принята поправка о том, что сроки утверждения округов сокращаются с 6 до 4 месяцев. Графа «против всех» имеет чисто статистический характер и не имеет никаких юридических последствий. И это не считая административного ресурса и использования бюджетных средств для агитации за «нужных» кандидатов.
Фракция КПРФ будет голосовать против данного проекта и считает, что он направлен лишь на удержание власти партией власти», – заключил депутат-коммунист.
Геннадий Зюганов, Председатель ЦК КПРФ:
«Развал политической системы, который идёт сегодня у нас, возникновение сотен партий и организация выборов по той схеме, когда исчезают политические партии и будут соперничать «денежные мешки» и всякие мерзавцы, приведёт к ситуации худшей, чем сегодня в Киеве.
Ещё есть время принять необходимые решения по изменению системы выборов. Депутат-одномандатник в Москве не может всем командовать. Чепуха это полная! Один человек не может сегодня решить ни одной проблемы. На это способны только крупные организации, партии, договариваясь, убеждая и принимая решение. Можно надавать обещаний, но один ты их никогда не выполнишь, поэтому нам надо отстаивать общие позиции, и мы в состоянии это сделать».
«Частое изменение норм может вводить избирателя в заблуждение. Прежде всего, это приводит к тому, что избиратели делают вывод, что избирательный закон является лишь инструментом в руках власть имущих и что их собственный голос мало влияет на результаты выборов. Проблема заключается не в том, что нельзя изменять систему голосования, ибо всегда есть возможность сделать ее более совершенной, а в том, что нельзя делать это часто и накануне (менее чем за год до) выборов. Даже когда не ставится цель сознательного манипулирования, создается впечатление, что изменения продиктованы непосредственными политическими интересами партии власти».
(Из «Свода рекомендуемых норм при проведении выборов» Венецианской комиссии «За демократию через право»)
Валерий Рашкин, первый секретарь МГК КПРФ:
«Одномандатная система гарантирует власти возможность проведения в парламент максимума своих кандидатов. Представителю партии власти под вывеской беспартийного пройти в парламент большого труда не составит. Любому независимому претенденту быть избранным по одномандатному округу крайне сложно. Для этого понадобятся немалые финансовые средства и умение противостоять мощнейшему административному ресурсу.
Это подтвердили выборы муниципальных депутатов в Москве. Представители «Единой России» формально в них не участвовали, однако в последующем это совсем не помешало большинству избранных депутатами беспартийных граждан успешно влиться в «нужную» фракцию. Московский градоначальник тоже отгородился от теряющей доверие партии власти и участвовал в выборах мэра как самовыдвиженец.
«Хочется задать вопрос московским властям: не стыдно обманывать горожан за их же деньги? Не пора ли прекратить разговоры о честных и прозрачных выборах? Побеждайте честно или уступите место тем, кто оправдает доверие жителей мегаполиса и сделает Мосгордуму реально работающим органом законодательной власти, а не придатком мэрии».
Рисунки Вячеслава Полухина