Образование: на словах и в реальности
12 ноября депутат Госдумы от КПРФ О.Н. Смолин выступил на «правительственном часе» по отчету министра образования и науки Ливанова. Вот что он, в частности, сказал:
«Уважаемые коллеги, министрам положено говорить о достижениях, а депутатам – о проблемах. Успею только о некоторых.
Первое. Федеральный бюджет. В следующем году по заключению думского Комитета по образованию большинство президентских указов и поручений исполнены не будут.
На обеспечение всех детей дошкольными учреждениями в 2015 году – 0, ко второму чтению добавим 10 миллиардов, но ситуация не изменится. На обеспечение бесплатного дополнительного образования детей в соответствии с указом президента – 0, на ликвидацию вторых и третьих смен в школе – 0, на Крым и Севастополь – 0 дополнительных средств и так далее…
Мы предлагаем профинансировать образование в следующем году за счёт Фонда национального благосостояния. Говорят, только Роснефть претендует из него на 2 триллиона рублей.
Второе. Группы продлённого дня. На рубеже учебного года министр заявил, что они должны остаться бесплатными. Мы это приветствуем. Между тем статья 66 закона прямо разрешает платную продлёнку. Например, в городе Омске она сократилась на 40 процентов в результате введения платы.
Мы внесли в Госдуму специальный законопроект о восстановлении бесплатных групп продлённого дня, в точном соответствии с заявлением министра, от правительства ждём поддержки, а глав всех фракций приглашаем в соавторы.
Третье. ЕГЭ. С удовольствием слышу от моих вчерашних оппонентов, что в современном виде ЕГЭ не учит детей читать, писать и говорить. Добавлю, по гуманитарным предметам не очень учит и думать.
Мы приветствуем предложение министра исключить из ЕГЭ отупляющие, тестоподобные задания части «А», типа «кто придумал теорему Пифагора»? Ввести элементы устных экзаменов по гуманитарным предметам, решение президента вернуть в школу сочинение.
Но парадокс в том, коллеги, что задолго до этих предложений мы внесли в Госдуму такой же законопроект, однако Госдума отклонила его на основании отрицательного заключения правительства. По-моему, это уже «Алиса в зазеркалье».
Четвертое. Сельские школы. Три года назад министр призвал остановить их ликвидацию, мы это приветствуем. С тех пор каждый год закрываются почти 2 тысячи сельских школ, а всего их закрыто более 25 тысяч, причём в 90-е годы – только одна тысяча вечерних школ. Новый закон об образовании отменил даже те слабые гарантии, которые были.
Более того, теперь ликвидация школ пришла и в города. Предлагаю запретить ликвидацию и реорганизацию сельских школ без согласия сельского схода, а в городе – без согласия родителей и органов местного самоуправления.
Пятое. Курс на массовое закрытие вузов. Наверняка, в стране есть вузы, которые нужно закрывать, но при тех критериях мониторинга, которые используются, вместо больных зубов нередко вырываются зубы здоровые.
Мы внесли законопроект о том, чтобы закрытие федерального государственного вуза было возможно только с согласия Госдумы. Норвегия недавно объявила свою национальную идею: Норвегия открывает университеты. А мы?
Шестое. Бюрократизация. По данным ректоров, среднему вузу ежегодно приходится отвечать на 2 тысячи запросов, то есть по 10 каждый рабочий день.
Недавно дружественный ректор из СанктПетербурга рассказывал, что проходил проверку: по каждому филиалу ровно 17 килограммов бумаг, абсолютно никому не нужных.
Коллеги, мы по– прежнему убеждены: нам нужен новый курс образовательной политики – это должна быть не политика мёртвого бюрократического образования, нацеленного на бумаги, отчёты и формальные показатели, это должна быть политика образования живого, направленного на личность, основанного на педагогике сотрудничества и сотворчества.
Когда-то знаменитый доклад ЮНЕСКО назывался: «Образование – сокрытое сокровище».
Мы предлагаем такую образовательную политику, которое откроет это сокровище для всех».