Электронное обозрение газеты МГК КПРФ
—» » » » Состояние образования в стране определяет будущее ее народов

Состояние образования в стране определяет будущее ее народов

Состояние образования в стране определяет будущее ее народовНедавно в Московском городском Совете ветеранов (МГСВ) состоялся семинар, посвящённый истории развития образования в разные этапы истории нашего Отечества: с царской России до настоящего времени.

На семинаре выступили члены Лекторской группы МГСВ Г.Н. Бодунов, П.П. Торощин, С.Г. Компаниец, И.А. Лобанов и другие.

Во времена царствования Петра I был осуществлён ряд важных мер по строительству заводов, флота, каналов г. Петербурга, открыты учебные заведения, Академия наук; молодых дворян посылали на учёбу за границу.

Дальнейшее развитие промышленности требовало роста числа рабочих разных специальностей, и царское правительство шло на реформы образования: вводилось начальное бесплатное образование, ставшее обязательным с 1908 года. Учителя в гимназиях должны были знать не менее трех иностранных языков, выпускники – не менее двух. К 1911 г. в России открыто сто высших учебных заведений (127 тыс. студентов). С 1906 по 1914 г. темпы роста затрат на образование превысило темпы роста затрат на оборону.

Экскурс в историю развития грамотности показывает, что даже в царские времена, когда возможность получения образования имели молодые люди привилегированной части населения (а большая часть народа была безграмотной), в результате сформировались личности, повлиявшие не только на культуру страны, но и на развитие образования, науки и техники. Их имена знамениты как в России, так и во всём мире. История помнит выдающиеся имена: К.Э. Тимирязев, И.И. Мечников, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, К. Э. Циолковский, А.С. Попов, А. Нобель, И.И. Сикорский.

В царской России родились и творили великие русские писатели и поэты, оказавшие большое влияние на развитие русской и мировой литературы: Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, А.М. Горький и другие.

Рост промышленности, реформы образования в последнем периоде царизма обеспечивали ряд достижений в культуре и науке России, но основная часть народа была неграмотной. После Октябрьской революции Советское правительство принимает декрет о ликвидации безграмотности, обязывающий всех граждан от 8 до 50 лет начать учиться. В июле 1920 г. учреждается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Итоги: в 1926 году 56% взрослого населения стало грамотным; к концу 30-х годов работа по ликвидации безграмотности завершена – грамотное население России составило 90%, в Союзных республиках – 80-90%.

Индустриализация и коллективизация страны требовали огромного числа подготовленных кадров. Проводится работа по созданию технических училищ, рабочих факультетов, техникумов, вузов. В первое десятилетие Советской власти построено 7780 общеобразовательных школ на 1 млн. ученических мест. Большое внимание уделялось учебно-воспитательной работе, школьным программам, учебникам, питанию в школах. В 1939 г. поставлена задача о переходе ко всеобщему среднему образованию.

Начало Великой Отечественной войны помешало выполнению задачи, система образования понесла большие потери: уничтожено 84 тыс. школ, техникумов, вузов, но продолжилось строительство школ – построено 687 школьных зданий, из них около половины на освобождённых территориях.

В 50-е годы к среднему школьному образованию добавляется 11 класс. В 1973 г. Верховный Совет принял «Законодательные основы Союза ССР и союзных республик о народном образовании», в которых определены организационные принципы образования: всеобщее обязательное восьмилетнее образование, всеобщее среднее образование в 9,10 и 11 классах, всеобщее среднетехническое образование в техникумах, рабфаках, ПТУ, доступное высшее образование в вузах, институтах, университетах. Выпускники высших учебных заведений распределялись в обязательном порядке на предприятия. Советская система образования считалась лучшей в мире, советская наука занимала ведущее место в мире. Первый искусственный спутник Земли и первый человек в космосе были советскими! В своё время Джон Кеннеди сказал: «Мы проиграли русским за школьной партой».

На семинаре были так же рассмотрены особенности организации системы образования в России после 1991 г.

В Советское время образование имело идейную направленность в программах, учебниках и в самой системе преподавания – учащиеся овладевали основами диалектического и исторического материализма.

В настоящее время идёт битва за будущее страны между сторонниками современной системы образования в РФ и её противниками. Сторонники – чиновники, разрушающие образование. Критикуют систему образования и её реформы – профессионалы, родители учащихся, общественность (в т.ч. ветеранская). В стране много детей не учится (беспризорники, нет школ в сельских малых поселениях); окончившие вузы получают свободный диплом без трудоустройства. В докладе Ветерана военной службы И.А. Лобанова отмечено значительное падение уровня образования учащихся в средней школе и вузах в результате введения ЕГЭ и Болонской системы. Несколько последних лет ускорили процессы снижения культурно-образовательного уровня подрастающего поколения, деформации исторической памяти, что не способствует формированию патриотизма граждан. Участники семинара отметили использование в разных школах разных учебников, различно излагающих историю Великой Отечественной, обратили внимание на ряд СМИ, дестабилизирующих историческую память. Ветераны Великой Отечественной войны и вооружённых сил считают необходимым обратиться к правительству Российской Федерации с предложением воздействовать на ряд СМИ, наносящих вред патриотическому самосознанию граждан.

В современных сложных условиях есть образовательные учреждения, где педагогические коллективы совместно с ветеранским активом проводят работу по патриотическому воспитанию молодёжи на высоком уровне. В МГСВ целесообразно провести семинар по обмену опытом в этих образовательных учреждениях.

Ираида Чикина,

участник Великой Отечественной войны

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 3
Читать другие новости по теме: