Электронное обозрение газеты МГК КПРФ

Конец просвещения

Конец просвещенияКонец просвещенияГолосами «Единой России» Госдума в третьем и окончательном чтении приняла новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Вступление закона в силу с 1 сентября 2013 г. в любом случае будет означать новый этап образовательной политики.

Заполнение пустотой

Российский закон «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. по праву считался одним из лучших в мире. Кстати, авторами этого законодательства были депутаты из фракции КПРФ.

Тот закон базировался на двух «китах». Первое: чёткие социальные гарантии для всех, кто учится и учит. Второе: свобода для участников образовательного процесса, в том числе свобода от произвола чиновников.

Сменявшие друг друга ельцинские правительства исполняли закон безобразно, но отменить его не могли: не позволяло соотношение сил в Госдуме, где серьёзные позиции имели фракция КПРФ и другие левые силы. Ситуация резко изменилась после 2003 г. в 4-й Думе, где власть правдами и неправдами собрала под «Единую Россию» более 300 голосов. Тогда и начались либеральные эксперименты над образовательным законодательством.

Ключевое значение в этом отношении имел Федеральный закон № 122 о так называемой монетизации. Против него выступало практически всё образовательное сообщество, а группа депутатов из Комитета по образованию и науке, включая Жореса Алфёрова, Олега Смолина, Тамару Плетнёву и Ивана Мельникова, подписала заявление протеста под заголовком «Погром в законе»…

Весной 2010 г. российским гражданам была представлена новая версия так называемого интегрированного закона об образовании. Эта версия была огромная и совершенно пустая…

Фракция КПРФ совместно с общественным движением «Образование – для всех» подготовила альтернативный законопроект «О народном образовании». Его обсуждали дважды: на парламентских слушаниях 18 января 2011 г. и на Конгрессе российского образовательного сообщества 17 сентября того же года. Каждый раз законопроект получал поддержку абсолютного большинства участников. Мало того, на сайтах, где проводились голосования, его поддержали от 80 до 92% участников обсуждения, а правительственный – от 1,5 до 4%.

Тем не менее, 17 октября 2012 г. Госдума приняла в первом чтении именно официальный проект. Его поддержала фракция «Единой России». За закон «О народном образовании» проголосовали КПРФ и «Справедливая Россия». Фракция ЛДПР голосовала за оба законопроекта…

7 декабря состоялась встреча руководства правительства с думскими «единороссами», отвечающими за образование. Результат – сразу четыре шага назад, которые фактически вернули законопроект в исходное антисоциальное положение.

Новый закон – опять вспять!

Едва ли не единственный заметный шаг вперёд в законе – это положение, согласно которому норматив финансирования школы должен предусматривать среднюю заработную плату учителя на уровне средней по региону… Однако даже это главное достижение закона содержит в себе ряд изъянов.

Во-первых, оно относится только к школьным учителям и не касается других педагогов – воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, преподавателей начального и среднего профессионального образования....

Во-вторых, закон не включает даже положений Указа президента от 7 мая 2012 г. № 599, согласно которому зарплата вузовских преподавателей должна выйти на уровень двух средних по региону – хотя бы к 2018 г…

В-третьих, закон приравнивает к средней по региону заработную плату педагогов, но не уточняет, что она выплачивается за одну ставку. Между прочим, средняя аудиторная нагрузка российского учителя составляет 26 часов в неделю, то есть полторы ставки…

Десять ударов под дых

Первое: идеология услуг. При обсуждении законопроекта в 1-м чтении нам говорили, что от неё отказались. Между прочим, даже президент В. Путин в недавнем Послании Федеральному собранию подчеркнул, что образование – не услуга.

Однако загляните во все статьи закона, где речь идёт об экономике и финансировании образования, и прочтёте, что это – государственная или муниципальная услуга. Творчески работающие педагоги не раз заявляли: теория услуг разрушает всё духовное содержание образовательных отношений...

Второе: снижение конституционных гарантий. Конституция гарантирует бесплатность образования исключительно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Однако в законе понятие «учреждение» заменено на «организацию». В организациях Конституция уже ничего никому не гарантирует…

Третье: гарантии сохранения сельской школы. Даже в действующем плохом законе последних лет ликвидировать сельскую школу можно только с согласия сельского схода. Теперь нам предлагают создавать некие комиссии, которые будут оценивать последствия такой ликвидации. Очевидно: «уломать» комиссию несравненно легче, чем сход граждан.

Четвёртое: повышение платы за «дошколку». По действующему закону плата за присмотр и уход за детьми в системе дошкольного образования не должна превышать 20%, а для многодетных родителей – 10% от реальных затрат учреждения. В новом законе такого положения нет. Бесплатное и доступное дошкольное образование большинству окажется не по карману. Зато проблема очередей в детские сады может решиться сама собой…

Пятое: отмена надбавок и выплат. В результате принятия закона все педагогические работники лишаются доплаты на учебно-методическую литературу. Кандидаты и доктора наук останутся без надбавок за учёные степени. Доценты и профессора – без надбавок за учёные звания.

Правда, эти деньги обещают включить в оклады, однако ни гарантий, ни механизмов в законе нет. Одна из версий: педагогам объявляют о повышении заработной платы, а вместо этого «зачтут» включённые в неё надбавки…

Шестое: уменьшение числа бюджетных студентов. Законом предлагается отказаться от действующего положения, согласно которому в России на 10 тыс. населения должно приходиться не менее 170 бюджетных студентов, и заменить его новым: 800 студентов на 10 тыс. молодёжи. Казалось бы – больше! Однако расчёты показывают: через пять лет при таком подходе число бюджетных студентов в стране сократится не менее чем на 700 тыс. А в расчёте на 10 тыс. населения – до 125. В России и без того бесплатно учатся менее 40% студентов (во Франции – более 80%, а в Германии – более 90%). Про СССР, где все студенты учились бесплатно, нечего и говорить.

Седьмое: удар по сиротам. Согласно новому закону, они лишаются льгот при поступлении в вузы. Как известно, и без того успешно социализируются лишь 10% выпускников детских домов… Ясно, что ситуация станет ещё хуже. Не говорю уже о «гуманности» государственной политики, которая сначала порождает рекордное в мире количество сирот на душу населения, а затем перекрывает все «лифты», способные вывести их в нормальную жизнь.

Восьмое: удар по иногородним студентам. Действующий закон утверждает, что плата за общежитие не должна превышать 5% от расчётной стипендии. В новом законе это положение исчезло. Реальная цена общежития в столицах составляет от четырёх до шести и более тыс. руб. И даже если, как обещает президент, малообеспеченным и отлично успевающим студентам будет установлена стипендия на уровне прожиточного минимума, практически вся она уйдёт на оплату общежития.

Девятое: отступление от принципов светского образования. Предложение депутатов из фракции КПРФ изучать религиозную культуру на факультативной основе было отвергнуто профильным комитетом.

Также предоставляется возможность частным образовательным организациям вводить религиозный компонент без согласия учащихся и родителей…

Наконец, десятое: снижение гарантий просветительской деятельности. Из нового закона исключена норма, согласно которой на просветительские организации распространяются права и обязанности образовательных учреждений.

Конец просвещения вполне возможен! Убеждён: такого рода «модернизации» общество и граждане России обязаны сопротивляться. Не просто знаменем, но оружием этого сопротивления должен оставаться альтернативный закон «О народном образовании в Российской Федерации».

Геннадий ЗЮГАНОВ,

Председатель ЦК КПРФ

Фото Сергея Сергеева.

(Печатается в сокращении. Полностью материал опубликован в газете «Правда» от 17 января 2013 г.)

Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 0
Читать другие новости по теме: