Надо ли дальше идти вверх по лестнице, ведущей вниз?
9 октября в Госдуме проходил «правительственный час» с участием министра образования и науки Д.В. Ливанова. От фракции КПРФ на нем выступил Олег Смолин, член-корреспондент РАО, первый зампред Комитета по образованию Госдумы. Приводим фрагменты его выступления.
Не считая ужасного бюджета на 2014 год, у нас есть пять фундаментальных претензий к политике не только министерства, скажу шире, правительства и президента.
Первая претензия. Новый закон об образовании. Про оплату студенческого общежития уже говорили. И действительно в некоторых регионах она поднялась в 10 раз. В московских вузах вышла за 5,5 тысяч. В следующем году начнёт резко повышаться плата за детские сады.
Напомню, нами был подготовлен альтернативный проект закона о народном образовании, рекордное число поправок ко второму чтению, и сейчас 10 законопроектов, направленных на исправление пороков нового закона. Я думаю, это рекорд конструктивности, но вот министерство далеко не всегда идёт нам навстречу.
Второе. Новый стандарт для старшей школы позволяет окончить школу, не изучив базовых учебных предметов: ни физики, ни химии, ни биологии, ни литературы, ни истории.
Мы собрали необходимое число подписей для возбуждения процедуры парламентского расследования. Но ещё раз конструктивно предлагаем Министерству образования и науки «круглый стол» для исправления пороков стандарта, пока не разрушена система общего образования.
Третье: так называемая «дорожная карта» от 30 декабря 2012 года. Составлявшие её «картографы» или «картёжники» предусмотрели резкое повышение числа учеников на одного учителя, студентов – на одного преподавателя. По данным экспертов, это приведёт к увольнению 90 тысяч школьных учителей, до 40 % вузовских преподавателей, нагрузка остальных при этом увеличится почти на 30 %. Мы требуем отмены «дорожной карты».
Четвертое: мониторинг вузов. Да, он частично исправлен. Но его методология вызвала недовольство всех четырёх фракций Государственной Думы. Сколько мы будем эффективность науки измерять рублями? Может, лучше калориями? Я не знаю ни одной страны, где бы так измерялась эффективность научной работы.
Устроено соревнование пеших и конных. Если бы вы требовали одинаковых образовательных результатов от всех учебных заведений, абсолютно справедливо, согласен, но вы же требуете одинаковых финансовых результатов. При этом одним деньги даёте, а другим – нет. Какая же это справедливость?
И, наконец, пятое и последнее. Закон об Академии наук. Мы убеждены: это не реформирование, это разрушение последнего остова бывшей великой державы.
Если верить экспертам, за последнее столетие академии наук ликвидировались: в Италии при Муссолини, в Туркмении при Туркменбаши, ещё в бывших советских прибалтийских республиках. Интересно, с кого берут пример наши лидеры?
Мы требуем отмены закона об Академии наук. Я не согласен с президентом, что министр образования и науки – это расстрельная должность. Но вызывает глубокое разочарование, что во втором правительстве подряд именно министр образования и науки, по данным ВЦИОМ, занимает среди министров и вице-премьеров правительства последнее место в рейтинге доверия народа.
Наверное, это повод задуматься: надо ли дальше идти вверх по лестнице, ведущей вниз? Фракция собрала необходимое число подписей для постановки вопроса о недоверии правительству. Для себя нам ничего не надо, но если правительство не пойдет нам навстречу, нашим избирателям, эта процедура будет запущена.
Наше требование – новый курс образовательной и научно-инновационной политики. Это требование разделяется большинством образовательного и научного сообщества.