Грустные размышления в светлый праздник
1 сентября около Дворца творчества молодежи на Воробьевых горах (советским людям более известен как Дворец пионеров на Ленинских горах) прошел праздник начала нового учебного года. Такие праздники – торжественные линейки – проводятся каждый год у каждой московской школы. Здесь же на линейку построились участники двух школ – общеобразовательной №22 и школы с углубленным изучением английского языка №1260. Вернее сказать, бывших школ. Теперь они в объединенном виде вошли в состав Государственной бюджетной образовательной организации «Воробьевы горы».
Как всегда, на этом мероприятии, как и на тысячах подобных, было много радостных лиц и взрослых, и детей, улыбок, цветов, воздушных шаров. Ребята, их родители и учителя услышали много поздравлений и пожеланий всего самого лучшего и светлого, что есть в жизни.
Первым поздравил собравшихся на праздник заместитель Председателя Мосгордумы, депутат Мосгордумы от КПРФ, режиссер, руководитель театра «Содружество актеров Таганки», человек, известный своими патриотическими взглядами, – Николай Николаевич Губенко. В своем выступлении он отметил, что знания – основа мышления, его стержень. И потому задача учителя – помочь детям разобраться в том, что происходит в современном, очень противоречивом мире. Николай Николаевич сравнил работу учителя с работой спасателя, так как спасение человеческих душ – истинное призвание педагогов. А еще он вспомнил слова маршала Жукова о том, что Великую Отечественную войну выиграли учительницы – неоценима их заслуга в подготовке грамотных, способных к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками бойцов Красной Армии и партизан.
Но вернемся к теме слияния школ. Для начала – к его предыстории. В 1936 году был основан Московский городской Дворец пионеров и школьников, позже получивший название Московского городского Дворца творчества детей и юношества. В 1962 году для него было построено широко известное москвичам здание. В 1992 году на базе Дворца был образован лицей «Воробьевы горы». С 1994 года он стал именоваться лицеем №1525 «Воробьевы горы». В 2008 году лицей стал победителем конкурса «Лучшие школы России». В 2011, 2012 и 2013 годах получал дипломы лауреата Гранта Мэра Москвы в сфере образования.
Затем произошло неожиданное: было принято решение об образовании ГБПОУ «Воробьёвы Горы». В него вошли Дворец творчества на Воробьёвых Горах и школы №22 и 1260, а также детские сады №2041 и 2042, центры дополнительного образования «Исток» и «Диалог наук» московского колледжа профессиональных технологий. Лицей 1525, который располагался в здании Дворца, в холдинг не вошел. Вот как прокомментировала в Интернете это событие мама одного из учеников: «Мой сын мечтал о поступлении на биохим в этом лицее два года. Он ездил на занятия в биологические кружки Дворца пионеров и с нетерпением ждал, когда же дорастёт до 8-го класса, чтобы наконец-то оказаться в вожделенном Лицее. И вдруг летом 2013 года я увидела на сайте Лицея сообщение, что проводится набор в 7-й класс общей направленности (без специализации). Мы очень обрадовались и немедленно подали заявку на поступление. Поступили. Сын летал как на крыльях и был абсолютно счастлив. В Лицее ему нравится всё: педагоги, программы, дополнительные занятия, возможность после уроков пойти в любимый кружок, на заседание одного из клубов, мероприятия Дворца. Мы с родными смотрели на его счастливое лицо и радовались, что у нас есть Лицей на Воробьёвых Горах.
Почему же в прошедшем времени? Потому, что больше Лицея 1525 «Воробьёвы Горы» нет. Лицей 1525 отдельно, образовательный комплекс «Воробьёвы Горы» отдельно. Лицею было предоставлено здание на м. Красносельская, где он начнёт функционировать с сентября 2014 года. Названия «Воробьёвы Горы» он, конечно же, лишится». Печально. Надо полагать, у коллектива лицея были серьезные основания не вступать в «холдинг».
Не в наказание ли за это лицей перевели с юго-запада Москвы на северо-восток столицы? Ведь нетрудно догадаться, что большинство учащихся лицея – жители ЮЗАО! Неужели места поближе не нашлось?
Так зачем же понадобилось объединение школ, да еще с детскими садами? На этот вопрос дал ответ 19 октября 2012 года Глава департамента образования Исаак Калина. Он рассказал о создании образовательных комплексов, промежуточных итогах пилотного проекта «125 школ», в интервью телеканалу «Москва 24». Калина, в частности, сказал, что объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. Он отметил, что в состав таких комплексов войдут и учреждения дошкольного образования.
По его мнению, комплексы дадут возможность профессиональной реализации и учителям: «У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Кроме того, такие специалисты, как психологи, учителя иностранных языков, музыкальные руководители нужны и в дошкольных учреждениях. Создание комплексов поможет объединить усилия», – сказал Калина, подчеркнув, что все профессиональные педагоги смогут найти свое место в новых образовательных комплексах. «Комплексы, – сказал он, – будут формироваться внутри микрорайонов. Но возможны и исключения».
Похоже, дорогие сограждане, мы получим в скором временем ситуацию, когда будет считаться нормой, что и с дошколятами, и со старшеклассниками будут заниматься одни и те же педагоги. Зато будут загружены полностью. Про специализацию педагогов, работающих с маленькими детьми и подростками, видимо, придется забыть. И это в то время, когда только ленивый не говорит о сложностях воспитания нынешнего, очень рано взрослеющего и плохо управляемого поколения!
Впрочем, учителя вновь созданного комплекса на Воробьевых горах настроены весьма оптимистично. Они считают, что общение маленьких воспитанников со старшеклассниками принесет пользу и тем, и другим, что детям в таких условиях будет легче социализироваться. По их мнению, слияние разнотипных учебных заведений будет способствовать взаимовлиянию общего и дополнительного образования. Они говорят правду или что-то скрывают?
А вот у родителей на душе тревога. Папы и мамы, чьи дети учатся в школе с углубленным изучением английского языка, боятся, что будет произведено усреднение преподавания в расчете на учащихся обычных школ. А родители детей, учащихся в обычной школе, из числа людей с очень скромным достатком, с опаской относятся к дополнительному образованию. Они понимают, что им будут предложены услуги, платные, и, возможно, не дешевые. У этих людей нет денег, чтобы ими воспользоваться. А как в этой ситуации будут чувствовать дети, одноклассники которых будут посещать дополнительные занятия? А не отразится ли все это на отношении учителей к детям?
Одним словом, вопросы, вопросы. Конечно, хотелось бы, чтобы «пилотный проект» прошел успешно и его не ждала участь многих других реформ, терзающих нашу страну уже двадцать с лишним лет. Получится ли? Или правы скептики на форумах и в блогах в Интернете, которые считают недопустимым объединение в многотысячные «холдинги» учебных заведений, тем более тех, что являются разными по своей сути. Происходящее в Москве объединение школ не мотивировано интересами детей, это делается исключительно с точки зрения экономии средств, и не более того. Но это как раз тот случай, когда не надо экономить, считают они.