Строки, не подвластные времени!
К 120-летию со дня рождения В. В. Маяковского
Я подыму, как большевистский партбилет,
все сто томов моих партийных книжек.
В.В. Маяковский
Пожалуй, трудно найти такого поэта, который выразил бы свое время более точно, нежели сделал это Маяковский. В каждой его строке отразилась эпоха – бурная и противоречивая, грозная и великая эпоха становления Советской власти.
Казалось, само время заговорило громовым голосом поэта, заговорило во весь голос, как и полагается говорить бунтарю, выпрямилось во весь его огромный рост и зашагало по стране. Маршевые, ударные строки, четкие, как строевой шаг красноармейцев, стали отличительными чертами Маяковского – поэта, гражданина, революционера.
Владимир Маяковский родился в 1893 году в семье лесничего. С детских лет он видел несправедливость царского режима и потому с гимназической поры начал поддерживать связь со студентами-большевиками. Не раз попадал под арест, и именно в тюрьме он начал пробовать себя в поэзии.
Маяковский одним из первых в литературе решает создавать новое, социалистическое искусство – в противовес старому, буржуазному. Голос поэта на раннем этапе полон боли и непонимания – то, о чем он говорит, о чем пытается рассказать уснувшим душам своих соотечественников, не доходит до их ушей. Толпа, погрязшая в мещанстве, быте, стяжательстве, не слышит голоса поэта, как не слышит она приближающейся бури. В то же время угнетенный, раздавленный властью народ еще не осознал своей силы, но волна протеста уже поднимается в его груди, и певцом этой еще далекой, но уже очевидной грозы стал Маяковский.
К бессмысленной и кровопролитной войне, развязанной царским правительством, Маяковский отнесся крайне отрицательно и посвятил этой теме несколько стихов, а так же поэму «Война и мир». Ненависть к старому миру, к буржуазным «ценностям», доходящая до отрицания действительности, свойственна многим стихам этого периода, особенно поэме «Облако в штанах». «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» – четыре крика четырёх частей», – так характеризовал содержание поэмы сам Маяковский.
Поэт восторженно принял Октябрь – торжество рабочего класса, уничтожение прежнего, мещанского мира отразилось в его новых стихах. Метания и трагизм сменяются уверенностью и оптимизмом. Маяковский становится не просто певцом революции, он – сама революция, ее голос, ее шаг.
Владел Маяковский и «шершавым языком плаката» – за время его деятельности в «Окнах РОСТА» ярко проявился его талант художника. Его плакаты – это своеобразное продолжение его стихов.
Творчество Маяковского – это призыв к созиданию, к труду, громогласное обращение ко всему советскому народу. Поэт, не боясь, обличает западный мир после поездок за рубеж, убеждая и убеждаясь в достижениях СССР молодого, но уверенно заявившего о себе государства. Даже лирика Маяковского – это не только личные переживания, но и социальный пафос.
Особого внимания достойна поэма «Владимир Ильич Ленин», где вождь революции представлен поистине колоссальной фигурой, и вместе с тем – «самым человечным человеком». А поэму «Хорошо!» Луначарский оценил как «революцию, отлитую в бронзе». В ней Маяковский воспевает свою социалистическую Родину – великую страну, предвестницу светлого будущего на всей земле, «весну человечества».
Маяковский – это порыв, это взгляд, устремленный в будущее. Поэт с ненавистью клеймит все то, что мешает развиваться стране, что является пережитком старого мира. Строки, написанные в середине 20-х, актуальны и по сей день:
Мечтой встречаю рассвет ранний:
"О, хотя бы еще одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!"
Творчество Маяковского не подвластно времени. Поэт-трибун, поэт-гражданин, он всегда останется ярчайшим поэтом XX века. Его произведения переведены на многие языки мира, ими до сих пор зачитываются и восхищаются миллионы людей. В последнее время власть старается занизить его значение в литературе, творчество Маяковского не так подробно изучается в школах, а самой фигуре Маяковского (как, впрочем, и стихам) пытаются придать шаржированные черты. Но Маяковский, этот певец революции, остался в сердцах людей именно таким, каким был при жизни – несгибаемым большевиком, убежденным коммунистом и талантливым поэтом. Слава Маяковского не меркнет по сей день, и увлечение им среди молодежи является ярким доказательством того, что и творчество Маяковского, и идеи, воспеваемые им, до сих пор живы и продолжают волновать новые поколения.
Анастасия Лешкина, студентка Литературного института имени Горького